Новое в
образовании
Постановлением
Правительства РФ от 24 сентября 2012 г. № 957 "О внесении изменения
в Положение о лицензировании образовательной деятельности” скорректировано
Положение о лицензировании
образовательной деятельности.
В
список лицензионных требований включена позиция о реализации образовательных
программ с применением исключительно электронного обучения.
В
таких случаях необходимы дистанционные образовательные технологии и условия для
функционирования электронной информационно-образовательной среды,
обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места их нахождения.
Среда
включает в себя электронные информационные, образовательные ресурсы,
совокупность информационных, телекоммуникационных технологий и соответствующих
технологических средств.
* * *
О лицензировании
образовательной деятельности.
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября
2012 г. № 05-3902 О возможности ведения образовательной деятельности
на территории других субъектов РФ вне места нахождения лицензиата и
распространении действия п. 3 постановления Правительства РФ от 21 ноября
2011 г. № 957 на лицензирование образовательной деятельности.
Постановлением
Правительства РФ об организации лицензирования отдельных видов деятельности
установлено следующее.
Деятельность,
лицензия на которую предоставлена органом одного региона, может осуществляться
в других субъектах Российской Федерации, если лицензиат предварительно уведомит
об этом власти последних.
Разъяснено,
что лицензирования образовательной деятельности это не касается.
По каждому филиалу образовательной организации оформляется отдельное приложение
к лицензии.
* * *
Аккредитация
образовательных учреждений: разъяснены некоторые вопросы
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 4 октября
2012 г. № 05-3903 О проведении государственной аккредитации
образовательных учреждений.
По вопросам аккредитации
образовательных учреждений разъяснено следующее.
Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида учебного
заведения, устанавливаются Рособрнадзором или уполномоченным органом.
Последний
имеет полномочия в области аккредитации образовательных учреждений (кроме
некоторых), расположенных на территории соответствующего субъекта Федерации.
В
2011 г. Рособрнадзором были установлены критерии показателей, необходимых
для определения типа и вида учебного заведения высшего и среднего
профобразования.
Разъяснено, что при аккредитации ссузов уполномоченные органы не должны
пользоваться этими критериями. Они должны разработать свои (при этом можно
учитывать критерии, принятые Рособрнадзором).
Кроме того, разъяснено
следующее.
Аккредитация
основных профессиональных образовательных программ проводится в отношении
каждой укрупненной группы направлений подготовки и специальностей. Все основные
профессиональные образовательные программы, реализуемые в аккредитованном
учреждении и относящиеся к аккредитованным укрупненным группам направлений
подготовки и специальностей, являются аккредитованными.
Таким
образом, учебные заведения, у которых приложение к свидетельству оформлено с
указанием укрупненных групп направлений подготовки и специальностей,
соответствующих аккредитованным основным профессиональным образовательным
программам, не должны переоформлять свидетельство.
Также
разъяснено, что подать заявление о переоформлении свидетельства с целью
установления иного госстатуса учреждения можно на любом этапе срока действия
свидетельства.
* * *
Постановлением
Правительства Новосибирской области от 15 октября 2012 г. N 471-п "О
внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от
01.07.2011 N 283-п" в связи с уточнением целей и задач изложена в новой редакции комплексная региональная
программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы.
В
результате реализации Программы будет сформирована сеть учреждений
профессионального образования, ориентированная на подготовку востребованных
высококвалифицированных рабочих и специалистов по программам, прошедшим
профессионально-общественную аккредитацию.
Будет
создано 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения
квалификации рабочих кадров и специалистов.
Создание
отраслевых координационных советов, объединяющих организации одной отрасли и
учреждения профобразования, обеспечит взаимодействие учреждений и работодателей
при формировании региональной компоненты образовательных программ, организации
учебно-производственной практики, позволит привлечь специалистов предприятий к
участию в образовательном процессе.
В
учреждениях профессионального образования будет модернизирована
учебно-производственная база, а для учащихся будет создана комфортная бытовая
среда.
* * *
Постановлением
Правительства Новосибирской области от 15 октября 2012 г. N 457-п
"Об утверждении Порядка поощрения студентов высших государственных и
муниципальных учебных заведений из многодетных семей" принято решение поощрять студентов из многодетных семей за отличную успеваемость.
Студентам
из многодетных семей с 5-ю и более детьми, успешно обучающимся по очной форме
обучения, предоставляется поощрение в виде стипендии. Стипендия назначается при
получении студентом оценок "отлично" и "хорошо".
Размер
стипендии составляет 1000 рублей. Стипендия выплачивается ежемесячно сроком 1
учебный год с 1 сентября по 31 августа.
Выплата
стипендии прекращается в случаях снижения успеваемости студента (если по итогам
первого учебного семестра оценки стали ниже, чем "хорошо"),
отчисления, окончания (прекращения) обучения.
* * *
Согласно
Приказу Федеральной службы государственной статистики от 27 августа
2012 г. N 466 "Об утверждении статистического инструментария
для организации Министерством образования и науки Российской Федерации
федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных
учреждений" обновлены формы
федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных
учреждений.
Начиная
с отчета за 2011/2012 учебный год и летний период 2012 г. по новому
образцу представляются сведения об обучающихся, выбывших из образовательных
учреждений, реализующих программы общего образования (форма N Д-12).
С
отчета на начало 2012/2013 учебного года вводятся новые формы N ОШ-1,
N ОШ-5, N 76-РИК, N СВ-1, N Д-4, N Д-6, N Д-7,
N Д-8, N Д-9.
Обновленные
формы N 83-РИК и N 83-РИК (сводная) применяются с отчета по состоянию
на 20 сентября 2012 г., а новые формы N ОШ-9, N Д-11 и
N 1-НД - с отчета по состоянию на 1 октября 2012 г.
Даны
указания по заполнению новых форм. Сроки, периодичность подачи статотчетности и
перечень представляющих ее организаций не изменились. Сбор и обработка данных
по указанным формам осуществляются в системе Минобрнауки России.
* * *
Новое в трудовом
законодательстве
Согласно
Письму Фонда
социального страхования РФ от 2 октября 2012 г. № 15-03-11/07-12612
"О рекомендуемой дополнительной таблице 10 к форме 4-ФСС, утв. Приказом
Минздравсоцразвития РФ от 12.03.2012 № 216н” Работодателям
рекомендовано отчитаться об аттестации рабочих мест и проведенных медосмотрах в
2012 г.
К
отчету, заполняемому по форме-4 ФСС, рекомендовано прилагать сведения об
аттестации рабочих мест по условиям труда и проведенным медосмотрам работников
на начало года.
Дело
в том, что скидка (надбавка) к страховому тарифу устанавливается страхователю с
учетом состояния охраны труда (включая результаты аттестации рабочих мест и
проведенных медосмотров). При этом сам страхователь должен информировать
страховщика обо всех известных обстоятельствах, которые влияют на размер
указанной скидки (надбавки).
Сведения
об аттестации рабочих мест и медосмотрах работников указываются в расчетной
ведомости по форме-4 ФСС. Действующая форма не предусматривает специальной
таблицы, где бы отражались такие данные. Приказ Минтруда России, вносящий
соответствующие изменения, находится на согласовании.
Заявление
на скидку к страховому тарифу на 2013 г. нужно подать до 1 ноября
2012 г. Поэтому до вступления в силу упомянутого приказа страхователям
рекомендуется прилагать сведения об аттестации рабочих мест и медосмотрах к
действующей форме-4 ФСС.
В частности, следует отразить общее количество рабочих мест, число
аттестованных мест, а также указать общую численность работников, подлежащих
медосмотрам, и количество лиц, прошедших их. Отмечается, что данные отражаются
на начало года (а не отчетную дату).
Таким образом, к форме-4 ФСС,
представляемой за 9 месяцев 2012 г., рекомендовано приложить данные
об аттестации рабочих мест и проведенных медосмотрах работников.
Подготовлены разъяснения
по вопросу ограничений, налагаемых на бывших госслужащих при трудоустройстве
* * *
Разъяснения
Минтруда РФ от 5 октября 2012 г. "Разъяснения практики применения статьи
12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции», содержащей ограничения, налагаемые на гражданина,
замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении
им трудового или гражданско-правового договора, в том числе случаев, когда дача
согласия комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и
урегулированию конфликта интересов бывшему государственному служащему на
замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации не
требуется”.
Закон о противодействии
коррупции налагает на бывших государственных
и муниципальных служащих определенные ограничения при заключении ими трудовых
или гражданско-правовых договоров.
Минтруд России
подготовил разъяснения по данному вопросу.
Согласно
закону граждане, замещавшие некоторые должности, в течение 2 лет после
увольнения со службы могут работать по трудовому договору в организациях,
отдельные функции управления которыми входили в их обязанности, только при
определенном условии. А именно: с согласия комиссии по соблюдению требований к
служебному поведению государственных (муниципальных) служащих и урегулированию
конфликта интересов. Это относится и к выполнению в таких организациях работ (к
оказанию им услуг) в течение месяца стоимостью более 100 тыс. руб. по
гражданско-правовым договорам.
Круг
лиц, подпадающих под данное ограничение, установлен указом Президента РФ.
Период, в течение которого оно действует, начинается со дня увольнения со
службы и заканчивается через 2 года. Согласие комиссии требуется при
наличии 2 факторов (должность включена в соответствующий перечень,
предусмотренный указом Президента РФ, и во время госслужбы в отношении
организации осуществлялись отдельные функции государственного управления).
Эти
же граждане в течение 2 лет после увольнения со службы при заключении
трудовых или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг)
должны информировать работодателя о последнем месте своей службы. Эта
обязанность распространяется на все случаи замещения в организации должности по
трудовому договору и (или) выполнения в ней работ (оказания ей услуг) в течение
месяца стоимостью более 100 тыс. руб. по гражданско-правовому
договору. Т. е. вне зависимости от того, входили или нет отдельные функции
управления организацией в обязанности по должности госслужбы.
Указано,
о чем еще рекомендуется одновременно сообщить работодателю. Также разъяснено,
когда не требуется получать согласие комиссии.
Период
работы до 1 октября 1993 г. медсестрой в детсаду включается в стаж для назначения
досрочной пенсии по старости.
* * *
Согласно
Постановлению
Правительства РФ от 15 октября 2012 г. N 1048 "О переносе выходных
дней в 2013 году" россиян ожидают 10 выходных на Новый год, 5
- на Первомай и 4 - на День Победы.
Так,
в 2013 г. выходные дни 5 и 6 января (суббота и воскресенье), совпадающие с
праздниками, переносятся на 2 и 3 мая. Таким образом, новогодний отдых
продлится 10 дней - с 30 декабря 2012 г. (воскресенье) по
8 января 2013 г.
День
защитника Отечества (23 февраля) в 2013 г. совпадает с субботой.
Понедельник (25 февраля), который в связи с этим является выходным,
переносится на пятницу 10 мая. В результате на Первомай страна будет
отдыхать 5 дней подряд. А выходные, совпадающие с празднованием Дня
Победы, продлятся 4 дня.
* * *
Пилотный
проект по выплате социальных пособий напрямую через ФСС: новые формы заявлений и
других документов утверждены Приказом ФСС
РФ (Фонда социального страхования Российской Федерации) от 17 сентября 2012 г.
№ 335.
В
2012-2013 гг. ФСС РФ реализует в ряде регионов пилотный проект, предусматривающий
новый порядок назначения и выплаты социальных пособий. Речь идет о пособиях по
временной нетрудоспособности (в том числе в связи с несчастным случаем на
производстве или профзаболеванием), в связи с материнством, на погребение.
Кроме того, имеется в виду оплата отпуска на период лечения в связи с
несчастным случаем на производстве или профзаболеванием, а также дополнительных
выходных дней одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами.
В пилотном проекте с самого начала участвуют Карачаево-Черкесская Республика и
Нижегородская область. С 1 июля 2012 г. к ним присоединились
Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская,
Тамбовская области и Хабаровский край.
Зарегистрированные в этих регионах страхователи (работодатели) не выплачивают
названные пособия своим работникам. Эта функция возложена на территориальные
отделения ФСС.
Установлены новые формы документов, применяемых для осуществления указанных
выплат. Это заявления об их назначении (возмещении расходов работодателю),
опись прилагаемых документов, извещение о представлении недостающих материалов,
решение об отказе назначить пособие, справка-расчет размера оплаты отпуска.
Новая редакция программы развития
профессионального образования
* * *
Постановлением
Губернатора Новосибирской области от 19 октября 2012 г. N 186 "О
прожиточном минимуме в Новосибирской области за III квартал
2012 года" в Новосибирской области увеличен прожиточный минимум.
Так,
прожиточный минимум за III квартал 2012
года установлен в размере 6902 рубля в расчете на душу населения. Для
трудоспособного населения прожиточный минимум установлен в размере 7469 рублей, для пенсионеров - 5424 рубля, для детей - 6729 рублей.
Во
II квартале 2012 г. величина прожиточного минимума в расчете на душу населения
составляла 6568 рублей, для трудоспособного населения - 7110 рублей,
пенсионеров - 5148 рублей, детей - 6410 рублей.
* * *
Судебная
практика по трудовым спорам
До какого момента можно отозвать заявление об
увольнении по собственному желанию?
Определение
СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 августа 2012 г. N
78-КГ12-10 Суд удовлетворил заявленное требование о восстановлении на
работе, поскольку истец надлежащим образом уведомил работодателя о намерении
продолжить трудовые отношения путём отзыва заявления об увольнении с занимаемой
должности до истечения срока предупреждения об увольнении
Уволенный сотрудник обратился в суд,
потребовав восстановить его на работе.
Как указал истец, он написал заявление об увольнении по собственному желанию.
В последний рабочий день сотрудник, находясь на больничном, направил телеграмму
об отзыве своего заявления. Однако он был уволен.
Суды двух инстанций сочли увольнение
законным.
При этом они исходили из того, что
названная телеграмма поступила в отделение связи после окончания рабочего дня у
ответчика и была вручена ему уже после того, как был издан приказ об
увольнении.
СК по гражданским делам ВС РФ не согласилась с
подобными выводами и пояснила следующее.
В силу ТК РФ до того, как истек срок
предупреждения об увольнении, работник вправе в любое время отозвать свое
заявление.
Увольнение в таком случае не
производится (если на это место не приглашен другой работник).
Таким образом, единственное
основание для расторжения трудового договора по собственному желанию работника
- его инициатива, выраженная письменно и не измененная до окончания срока
предупреждения.
При этом законом на работодателя
возложена обязанность оформить увольнение в последний день работы сотрудника,
выдать ему трудовую книжку, другие документы и произвести с ним расчет.
ТК РФ не конкретизирует, когда
заканчивается течение указанного срока предупреждения о намерении уволиться в
том случае, если в последний день сотрудник по каким-либо причинам отсутствовал
на работе.
Поэтому нужно исходить из нормы ТК
РФ о том, что трудовые права и обязанности прекращаются на следующий день после
календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений.
ТК РФ не запрещает работнику
отозвать свое заявление об увольнении путем почтового или телеграфного
отправления.
В данном деле работодатель в
последний день не удостоверился в намерении сотрудника уволиться, не оформил
соответствующие документы.
Поэтому право отозвать заявление у
истца сохранилось вплоть до окончания указанного календарного дня.
Соответственно, увольнение незаконно.
* * *
О сроке для обращения работника в суд по спору об
увольнении
Определение
Конституционного Суда РФ от 17 июля 2012 г. № 1315-О "Об отказе в
принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мезенцева Олега Владимировича на
нарушение его конституционных прав частями первой и третьей статьи 392 Трудового
кодекса Российской Федерации”.
Оспаривались
нормы, устанавливающие срок для обращения работника в суд для разрешения
индивидуального трудового спора об увольнении.
Срок
составляет 1 месяц со дня вручения копии приказа об увольнении либо с даты выдачи
трудовой книжки.
При
пропуске этого срока по уважительным причинам он может быть восстановлен.
По мнению истца, эти положения неконституционны, поскольку они препятствуют
лицу, за которым признано право на реабилитацию в связи с незаконным уголовным преследованием,
восстановить свои права. Они возлагают на такое лицо обязанность доказывать
уважительность причины пропуска данного срока.
КС
РФ отклонил эти доводы и разъяснил следующее.
Оспариваемые
нормы закрепляют условия, порядок и сроки для обращения работников в суд. Они
призваны гарантировать им возможность реализовать право на индивидуальные
трудовые споры.
Названный
срок направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав
работника в случаях незаконного расторжения трудового договора.
Ранее
Пленум ВС РФ перечислил обстоятельства, которые могут рассматриваться как
уважительные причины пропуска указанного срока.
Это
болезнь истца, нахождение в командировке, невозможность обратиться в суд
вследствие непреодолимой силы, необходимость ухаживать за тяжелобольными
членами семьи.
Как подчеркнул КС РФ, данный перечень является лишь примерным.
Этот
список ориентирует суды на тщательное исследование всех обстоятельств,
послуживших причиной пропуска срока.
Соответственно,
оспариваемые нормы предполагают, что суд, оценивая, является ли то или иное
основание достаточным, чтобы восстановить срок, действует не произвольно, а
проверяет и учитывает всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не
позволивших работнику своевременно обратиться с иском.
С
учетом этого оспариваемые нормы не могут рассматриваться как нарушающие права
работников.
* * *
О расчете средней зарплаты для
оплаты отпусков.
Решение Верховного
Суда РФ от 22 августа 2012 г. N АКПИ12-942 Об отказе в признании
недействующими пункта 5, абзацев 2 и 3 пункта 10 Положения об
особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. постановлением
Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922 .
Оспаривались
нормы, касающиеся порядка исчисления средней зарплаты.
Так, при исчислении из расчетного периода исключается время, а также
начисленные за это время суммы, в частности, если за сотрудником сохранялся
средний заработок.
Исключения - перерывы для кормления ребенка.
При
этом для оплаты отпусков в календарных днях (расчета компенсации за них)
средний дневной заработок исчисляется так. Сумма зарплаты, фактически
начисленная за расчетный период, делится на 12 и на среднемесячное число календарных
дней (29,4).
По
мнению заявителя, эти положения незаконны, поскольку нарушают права работников,
которые часто выезжают в командировки.
Начисленные
отпускные сотрудников, у которых расчетный период отработан не полностью
(командировки, болезнь и т. д.), меньше, чем у остальных работников.
Кроме того, при расчете к количеству календарных дней прибавляются все выходные
и праздники в месяце, что уменьшает средний дневной заработок для оплаты
отпускных.
ВС
РФ отклонил эти доводы и указал следующее.
Положение направлено на
конкретизацию ТК РФ. В силу его норм под расчетным периодом понимаются 12
календарных месяцев, предшествующих времени, в течение которого за работником
сохраняется средняя зарплата.
В
расчетный период включается только время, фактически отработанное сотрудником.
Следовательно, если расчетный период отработан не полностью, то неотработанное
время, а также суммы, начисленные за этот срок, исключаются из расчета среднего
заработка.
Так,
в силу ТК РФ при направлении работника в служебную командировку ему
гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также
возмещение расходов.
Также
из расчета исключается период нетрудоспособности, поскольку работнику
выплачивается пособие.
Эти
особенности обязывают работодателя исчислять на общих основаниях средний
заработок для всех случаев определения его размера (отпуска, командировки,
перевод на нижеоплачиваемую работу).
Поэтому
доводы о том, что нормы носят дискриминационный характер, несостоятельны.
* * *
Определение
СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 августа 2012 г. N
19-КГ12-12 Суд отменил принятые по делу акты в части установления
подлежащим включению в трудовой стаж заявителя, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему деятельность
по охране здоровья населения в сельской местности, периода работы после
принятия нового правового акта, регулирующего такие отношения
Некоторым
гражданам трудовая пенсия по старости назначается досрочно. В частности, тем,
кто осуществлял лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа. А в городах, сельской местности и поселках городского
типа либо только в городах - не менее 30 лет.
Суды
решили, что период работы с 1 октября 1983 г. по 1 октября
2008 г. медсестрой в детсаду
должен включаться в специальный стаж для назначения досрочной пенсии.
Но Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ направила дело на новое
рассмотрение. Она исходила из следующего.
Постановлением
Правительства РФ утвержден список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии лицам,
осуществлявшим указанную деятельность. Этим актом не предусмотрено право на
установление пенсии на льготных условиях лицам, работавшим медсестрами в
детских яслях, садах и комбинатах.
Детские ясли, сады и комбинаты не включены в номенклатуру учреждений
здравоохранения.
Период работы в должности медсестры в детсаду лишь частично включается в стаж,
дающий право на досрочную пенсию, а именно - до 1 октября 1993 г. С
этой даты в России не применяется постановление Совета Министров СССР о пенсиях
за выслугу лет работникам просвещения.
* * *
Матпомощь работникам на лечение не
включается в базу по взносам на обязательное страхование от несчастных случаев
на производстве, согласно Постановлению
Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 октября 2012 г. N
Ф06-7618/12 по делу N А65-6438/2012.
Организация
выплачивала работникам материальную помощь при рождении ребенка и на лечение.
Окружной суд согласился с выводом о том, что на эти суммы не начисляются взносы
на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний.
Работодатель
вправе устанавливать стимулирующие выплаты. К ним относятся премии, доплаты и
надбавки, направленные на стимулирование работника к качественному результату
труда, а также поощрение за выполненную работу. Компенсации - это выплаты,
установленные для возмещения затрат, связанных с исполнением работниками
трудовых и иных обязанностей, предусмотренных федеральным законом.
Упомянутая
материальная помощь не связана с выполнением трудовых обязанностей. Она не
является стимулирующей или компенсирующей выплатой, не зависит ни от
квалификации работника, ни от стажа, ни от сложности, количества, качества и
условий выполняемой работы, ни от условий труда.
Поэтому
эта материальная помощь не должна учитываться при расчете базы по страховым
взносам.
Объектом
обложения страховыми взносами признаются вознаграждения, выплачиваемые в рамках
трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с таким
договором страхователь обязан осуществлять страховые взносы. Болезнь работника
и рождение у него ребенка не связаны с выполнением трудовых обязанностей и не
влияют на достижение положительного результата труда.
Материальная
помощь на лечение предоставлялась работникам, чья зарплата ниже средней по
организации. Данное обстоятельство подтверждает, что выплаты не носят
системного, охватывающего всех работников характера и не зависят от выполнения
ими конкретных трудовых функций.
Само
по себе наличие трудовых отношений между организацией и работниками не дает
оснований полагать, что все выплаты, которые им начисляются, по существу
представляют собой оплату их труда.
* * *