Новое в трудовом
законодательстве
Письмом
Федеральной службы по труду и занятости от 22 июля 2013 г. № ПГ/6947-3-5
О проведении оценки условий труда на рабочих местах дано разъяснение, о том что
Федеральная инспекция труда не вправе
требовать аттестацию рабочих мест, если она не предусмотрена.
Приказом Минтруда
от 12 декабря 2012 г. N 590н установлен перечень рабочих мест,
подлежащих обязательной аттестации, а также тех, в отношении которых она не
проводится.
К первым относятся те, на которых сотрудники работают с оборудованием,
машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, транспортными
средствами; эксплуатируют, обслуживают, испытывают, налаживают и ремонтируют
их. Рабочие места с источниками опасностей, способными навредить сотруднику.
Аттестуются также
рабочие места в случае использования на них электрифицированного,
механизированного или иного ручного инструмента, а также рабочие места
сотрудников, занимающихся хранением, перемещением и (или) применением сырья и
материалов.
Вторые - рабочие
места, на которых сотрудники исключительно заняты на персональных компьютерах и
(или) периодически эксплуатируют настольные (единичные стационарные) аппараты
копировально-множительной техники для нужд самой организации, а также иную
офисную оргтехнику и бытовую технику, не используемую в технологическом
процессе производства.
В связи с этим
сообщается, что должностные лица федеральной инспекции труда не вправе
требовать у работодателя аттестации последних.
Но, поскольку
работодатель обязан обеспечить контроль за условиями труда на каждом рабочем
месте, инспекторы могут потребовать провести соответствующую оценку.
* * *
Согласно Письму
Министерства труда и социальной защиты РФ от 2 августа 2013 г. №
15-3/3041200-635 «О проверке знаний требований охраны труда» замдиректора по производству должен пройти
обучение по охране труда в аккредитованной организации.
Разъяснено,
что руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по
охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в
течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже 1 раза в
3 года.
Заместитель
директора по производству должен пройти обучение по охране труда с выдачей
удостоверения в аккредитованной организации.
В
компании с численностью работников не более 100 человек решение о создании
службы охраны труда, вводе должности специалиста по охране труда или возложении
соответствующих обязанностей на иное лицо (с его согласия) принимает
руководитель данной организации с учетом специфики ее деятельности.
* * *
Информация
Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2013 г. Об
административной ответственности за распространение информации о свободных
рабочих местах или вакантных должностях, содержащей ограничения дискриминационного
характера, «Размещать сведения
дискриминационного характера о свободных вакансиях - административное
правонарушение».
Действующим
законодательством запрещено распространять информацию о свободных рабочих
местах или вакантных должностях, содержащую ограничения дискриминационного
характера.
Это прямые или
косвенные преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности,
языка, происхождения, семейного, социального и должностного положения,
возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также другие
обстоятельства, не связанные с деловыми качествами работников.
Лица,
распространяющие такую информацию, привлекаются к административной
ответственности. Граждан штрафуют от 500 до 1 000 руб., должностных
лиц - от 3 000 до 5 000 руб., юрлиц -
10 000-15 000 руб.
Распространение
таких сведений - это их опубликование в Интернете, печати, трансляция по радио
и телевидению, демонстрация в кинопрограммах, в других СМИ и т. д.
Редакции,
владельцы сайтов и иные уполномоченные на размещение сведений лица могут стать
ответчиками об административном правонарушении.
Также
привлекаются промоутеры, раздающие листовки, расклейщики объявлений и др.
* * *
Постановление
Губернатора Новосибирской области от 14 октября 2013 г. N 261
"О прожиточном минимуме в
Новосибирской области за III квартал 2013 года".
Прожиточный
минимум за III квартал 2013 года установлен в размере 7944 рубля в расчете на
душу населения. Для трудоспособного населения величина прожиточного минимума
составляет 8494 рубля, для
пенсионеров - 6407 рублей, для детей - 7943 рубля.
По
сравнению с предыдущим периодом прожиточный минимум увеличился на 584 рубля. Во
II квартале прожиточный минимум на душу населения был установлен на уровне 7360
рублей, для трудоспособного населения - 7986 рублей, для пенсионеров - 5707
рублей, для детей - 7186 рублей.
* * *
Постановлением
Правительства РФ от 25 октября 2013 г. № 958 "Об установлении
величины прожиточного минимума на душу
населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом
по Российской Федерации за II
квартал 2013 г.” установлено, что прожиточный минимум в целом по России за
II квартал 2013 г. на душу населения составляет 7 372 руб.,
для трудоспособного населения - 7 941 руб., пенсионеров -
6 043 руб., детей - 7 104 руб. В I квартале
2013 г. - 7 095 руб., 7 633 руб., 5 828 руб.
и 6 859 руб. соответственно.
Таким
образом, прожиточный минимум вырос.
Он
представляет собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности. При этом стоимость товаров и
услуг определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов
питания. В прожиточный минимум включены также обязательные платежи и сборы.
С
помощью прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при
реализации социальной политики и федеральных соцпрограмм. Он нужен для
обоснования устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий,
пособий и других социальных выплат, а также для иных целей, определенных
законом.
* * *
Письмо Министерства труда и
социальной защиты РФ от 5 сентября 2013 г. № 14-2/3044898-4415 «Об
оплате дней отъезда, приезда и дней нахождения в пути в период командировки,
приходящихся на выходные или нерабочие праздничные дни» уточняет, как оплачиваются дни нахождения сотрудника в командировке?
Средний заработок
за период нахождения работника в командировке, а также за дни нахождения в пути
(в т. ч. за время вынужденной остановки) сохраняется за все дни работы по
графику, установленному в командирующей организации.
Соответственно,
средний заработок сотруднику выплачивается за все рабочие дни, предусмотренные
графиком работы командирующей организации.
Если работник по
распоряжению администрации выезжает в командировку в выходной день, ему по
возвращении предоставляется другой день отдыха.
Разъяснено, что
дни отъезда, приезда, а также нахождения в пути в период командировки,
приходящиеся на выходные или нерабочие праздничные дни, оплачиваются в не менее
чем двойном размере, конкретный порядок исчисления которого зависит от
применяемой системы оплаты труда.
По желанию работника указанные выходные дни командировки могут оплачиваться в
одинарном размере. Но одновременно к этому работнику в удобное для него время
предоставляется один день отдыха за каждый выходной день без содержания. Это
подтверждается и судебной практикой.
За каждый день
нахождения в командировке (включая выходные и нерабочие праздничные дни), а
также за дни нахождения в пути (в т. ч. за время вынужденной остановки)
работнику возмещаются суточные.
Вопрос о явке
сотрудника на работу в день выезда в командировку и в день приезда решается по
договоренности с работодателем.
Конкретные
размеры оплаты времени нахождения в пути в выходные или нерабочие праздничные
дни устанавливаются коллективным договором организации, соглашением или
локальным нормативным актом.
* * *
Письмо
Федеральной службы по труду и занятости от 18 октября 2013 г. № 852-6-1
"О возмещении затрат на обучение" о случаях увольнения до истечения срока, обусловленного соглашением об
обучении за счет работодателя.
Сотрудники
могут увольняться до истечения срока, обусловленного соглашением об обучении за
счет работодателя, без уважительных причин.
По
общему правилу в таких случаях сотрудник обязан возместить затраты работодателя
на обучение пропорционально времени, фактически не отработанному после
окончания обучения.
По мнению Роструда, уважительные причины и порядок возмещения затрат (в
частности, порядок расчета отработанного после окончания обучения времени)
следует прописывать в соглашении об обучении.
* * *
Проводя обязательные медосмотры сотрудников на
предприятиях, работодатели могут учитывать результаты диспансеризации. Письмо Министерства здравоохранения
РФ от 8 октября 2013 г. N 14-1/10/2-7486 О совершенствовании работы
по проведению диспансеризации определенных групп взрослого населения, в
соответствии с приказом Минздрава РФ от 03.12.2012 N 1006н.
Рассмотрен
вопрос о диспансеризации определенных групп взрослого населения. Порядок ее
проведения устанавливается Минздравом России.
Предусмотрено,
в частности, что первый этап диспансеризации считается законченным, если
выполнены не менее 85% от объема обследования, установленного для данного возраста
и пола гражданина. Учитываются ранее выполненные осмотры врачами-специалистами
и исследования (в течение предыдущих 12 месяцев), а также отказы от их
прохождения. Данные показатели должны составлять не более 15% от объема
обследования.
В
силу ТК РФ работодатель должен организовывать за свой счет обязательные
предварительные и периодические медосмотры, медосвидетельствования.
Исследования могут повторять те, которые предусмотрены в рамках
диспансеризации.
Чтобы
исключить дублирование мероприятий, а также снизить нагрузку медперсонала,
следует учитывать результаты диспансеризации при проведении медосмотров,
организованных работодателем.
Минздрав России
рекомендует региональным органам власти в сфере здравоохранения информировать
работодателей о целесообразности своевременного направления своих сотрудников
на диспансеризацию по программе госгарантий бесплатного оказания медпомощи.
* * *
Систему гарантий и компенсаций работникам вредных производств
ожидает реформирование.
Информация
Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 мая 2013 г.
"Реформирование системы предоставления гарантий и компенсаций работникам,
занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда”.
Минтруд России
сообщил о предполагаемых изменениях в системе предоставления гарантий и
компенсаций лицам, занятыми на работах с вредными и опасными условиями труда.
Дело
в том, что в настоящее время законодательством предусмотрено 2 процедуры
исследования условий труда на вредных и опасных производствах. Во-первых, это
аттестация рабочих мест, осуществляемая с целью установления сокращенной
продолжительности рабочего времени, минимальной продолжительности ежегодного
дополнительного оплачиваемого отпуска и минимального размера повышения оплаты
труда. Во-вторых, это специальная оценка условий труда в целях освобождения
работодателей от уплаты дополнительных страховых взносов в ПФР.
Предлагается
объединить эти процедуры, закрепив в отдельном законе единый порядок
специальной оценки условий труда. В связи с этим планируется внести
соответствующие изменения в трудовое и пенсионное законодательство. В
частности, предлагается установить дифференциацию тарифов дополнительных
страховых взносов в ПФР в зависимости от выявленного по результатам специальной
оценки условий труда класса профессионального риска. Как ожидается, такой
подход будет экономически стимулировать работодателей вкладывать средства в
улучшение условий и в охрану труда в целях оптимизации своих дальнейших
издержек. Кроме того, новая оценка условий труда позволит максимально
объективно решить вопрос о необходимости компенсации вредных (опасных) условий
труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте.
Возможно,
что в результате реформы досрочное пенсионное обеспечение в связи с вредными и
опасными условиями труда будет передано в ФСС России. При этом будут
индивидуально оцениваться состояние здоровья работника, риск возникновения у
него профзаболевания при условии продолжения работы в таких условиях,
нуждаемости работника в выплате страхового обеспечения до достижения им
общеустановленного возраста выхода на пенсию при условии оставления работы во
вредных и (или) опасных условиях.
* * *
Новое в
образовании
Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 августа
2013 г. N 349 "Об утверждении статистического инструментария
для организации федерального статистического наблюдения за численностью,
условиями и оплатой труда работников, деятельностью в сфере образования".
Данный
статинструментарий разработан для наблюдения за численностью работников, условиями
и оплатой труда, а также за деятельностью в сфере образования.
Так,
ежегодно формируются сведения о дополнительном профобразовании служащих, об
использовании информационных и коммуникационных технологий. Собираются данные о
численности детей, стоящих на учете для определения в дошкольные
образовательные организации, о работе последних, о деятельности аспирантуры и
докторантуры.
Ежемесячно
составляется анкета выборочного обследования населения по проблемам занятости.
Формируются сведения о просроченной задолженности по зарплате.
Ежеквартально
составляются отчеты о неполной занятости и движении работников, о выполнении
научных исследований и разработок.
1 раз
в 2 года формируются сведения о технологических инновациях малого
предприятия. 1 раз в 3-4 года - об обучении работников организаций.
Установлены
сроки введения новых форм. Определен порядок их заполнения.
Прежние формы признаны утратившими силу.
* * *
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №
1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -
образовательным программам дошкольного образования”.
Утвержден
порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования.
Так,
дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного
образования). Его содержание определяется образовательной программой
дошкольного образования.
Названная
программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными
организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и
результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным
государственным образовательным стандартом.
Образовательная
организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за
воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
Образовательная
деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь
общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную
направленность.
Кроме
того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы
дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие
развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от
2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте
от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные
группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного
образования в семьях.
Организация
самостоятельно определяет режим ее работы по 5-дневной или 6-дневной рабочей
неделе. Группы могут функционировать в следующем режиме. Полного
(12 часов), сокращенного (8-10,5 часов), продленного
(13-14 часов) дня. Кратковременного (от 3 до 5 часов в день) и
круглосуточного пребывания.
По
запросам законных представителей возможна организация работы групп также в
выходные и праздничные дни.
Кроме
того, приведены особенности организации образовательной деятельности для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Типовое
положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное в 2011 г.,
признано утратившим силу.
* * *
Согласно Приказу Министерства образования и науки РФ от 28 августа
2013 г. № 1000 "Об утверждении Порядка назначения государственной
академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам,
обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального
бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам,
ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных
ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных
отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего
образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета” сдал
сессию без "троек" - получай стипендию.
Определен
порядок назначения государственных стипендий студентам-бюджетникам.
Речь
идет об академической и (или) социальной стипендии студентам-очникам, о
стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, слушателям
подготовительных отделений вузов.
Размеры
выплат определяются образовательной организацией с учетом мнения студсовета и
выборного органа первичного профсоюза (при наличии) в пределах стипендиального
фонда. Суммы не могут быть ниже нормативов, установленных Правительством РФ по
каждому уровню профобразования и категориям обучающихся с учетом инфляции.
Академическая
стипендия назначается не реже 2 раз в год в зависимости от успехов в учебе
по результатам промежуточной аттестации. У студента не должно быть оценки
"удовлетворительно", а также академической задолженности.
За
особые достижения в учебной, научно-исследовательской, общественной,
культурно-творческой и спортивной деятельности размеры выплат могут быть
увеличены.
Социальная
стипендия полагается, в частности, детям-сиротам, инвалидам I и II групп,
инвалидам вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период
военной службы, ветеранам боевых действий, имеющим право получать
государственную социальную помощь.
Государственная стипендия аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам
назначается в зависимости от успешности освоения программ подготовки
научно-педагогических кадров также по результатам промежуточной аттестации не
реже 2 раз в год.
На
первом году обучения стипендии полагаются всем студентам до первой
промежуточной аттестации.
Выплаты
производятся ежемесячно. Прекращаются с 1 числа месяца, следующего за тем,
в котором по результатам промежуточной аттестации студент получил оценку
"удовлетворительно". Поводом может послужить и академическая
задолженность.
Академический
отпуск, отпуска по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения
последним 3 лет - не основания для прекращения выплаты стипендий.
* * *
Приказом
Минобрнауки России (Министерства образования и науки РФ) от 30 августа 2013 г.
№ 1015 утвержден Порядок организации и
осуществления образовательной деятельности по основным программам начального,
основного и среднего общего образования. Он в т. ч. устанавливает
особенности организации образовательной деятельности для учащихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Порядок
обязателен для организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в
т. ч. для кадетских школ, кадетских (морских кадетских) корпусов, казачьих
кадетских корпусов) и реализующих указанные программы (в т. ч.
адаптированные), включая ИП.
Общее
образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность, а также в формах семейного образования и самообразования.
Формы
получения образования и обучения по конкретной программе определяются
родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося с
учетом его мнения.
При
выборе семейного образования родители (законные представители) информируют об
этом орган местного самоуправления муниципального района или городского округа,
в котором они проживают.
Обучение
в формах семейного образования и самообразования осуществляется с правом
последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в
образовательных организациях.
Допускается
сочетать различные формы получения образования и обучения.
* * *
Постановлением
Правительства Новосибирской области от 14 октября 2013 г. N 429-п
"Об установлении требований к одежде обучающихся по образовательным
программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования на территории Новосибирской
области" образовательным организациям предоставлено право устанавливать виды повседневной, парадной и спортивной одежды.
Общий
вид одежды, ее цвет, фасон определяются органом административно-общественного
управления в образовательной организации (советом школы, родительским
комитетом, классным, общешкольным родительским собранием, попечительским
советом). Одежда может иметь отличительные знаки образовательной организации
(класса, параллели классов): эмблемы, нашивки, значки, галстуки.
Форма
должна соответствовать санитарным нормам и правилам, общепринятым нормам
делового стиля и носить светский характер. Деловой стиль исключает спортивную,
прозрачную и яркую одежду, спортивную обувь.
Не
рекомендуется обтягивающая и ограничивающая свободу движений одежда, обувь для
девочек на высоких каблуках (выше 5 см); ношение одежды, обуви и аксессуаров с
символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, пропагандирующих
психоактивные вещества и противоправное поведение.
* * *
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 октября 2013 г.
№ 03-116 «О размере платы за пользование жилым помещением и коммунальные
услуги в общежитии для обучающихся» указывает на наказание за неправомерное увеличение платы студентов за общежитие!
Размеры платы для
студентов за пользование помещением в общежитии и за коммунальные услуги
определяются локальными нормативными актами образовательной организации.
Учитывается мнение советов и представительных органов обучающихся.
Однако выявлены
случаи нарушения данных положений. Плата за общежитие была повышена до
3 000-4 500 руб. в месяц, а в ряде случаев - до
5 000-6 000 руб.
Нормы локальных
актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной
организации по сравнению с установленными, не применяются. Они должны быть
отменены.
К нарушителям
будут применяться предусмотренные законодательством меры воздействия.
* * *
Из Приказа Министерства образования
и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 1047 "Об утверждении Порядка
формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования" следует
- Школьные
учебники должны развивать критическое мышление и прививать любовь к Отечеству!
Установлено, как
формируется федеральный перечень учебников. Речь идет о тех, которые
рекомендуется использовать в рамках госпрограмм общего образования (начального,
основного, среднего).
Учебники проходят
научную и педагогическую экспертизы. Их проводят специальные организации,
уставы которых утверждены Правительством РФ и предусматривают соответствующие
полномочия.
В случае
получения положительных заключений учебники направляются на общественную,
этнокультурную и региональную экспертизы. Первую проводят некоммерческие
организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие
российского образования. В остальных участвуют уполномоченные региональные
органы.
Заказчиком экспертизы
выступает правообладатель учебника. Прописан порядок обращения за ее
проведением. Приведены формы экспертных заключений.
Установлены
требования к учебникам. Так, они должны развивать критическое мышление и
способность аргументированно высказывать свою точку зрения. Формировать
патриотизм, любовь и уважение к семье, своему народу, краю. Учить
межнациональному и межконфессиональному диалогу. Язык изложения должен быть
понятен и соответствовать возрастной группе, для которой предназначен учебник. Недопустимы
ошибки и опечатки.
Министерстве,
отбирает учебники для включения в перечень.
До 1 января
2015 г. печатные учебники должны иметь электронное приложение. Оно
представляет собой структурированную совокупность электронных образовательных
ресурсов, предназначенных для применения в учебной деятельности совместно с
учебником. После этой даты наряду с печатной формой учебника требуется также
электронная.
Учебник
включается в перечень только 1 раз.
Перечень
утверждается приказом Минобрнауки России до 1 апреля года его формирования не
реже 1 раза в 3 года.
Административный
регламент, ранее регулировавший порядок формирования перечня учебников, признан
утратившим силу.
* * *
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 "О
лицензировании образовательной деятельности”.
Обновлено
Положение о лицензировании
образовательной деятельности. Оно распространяется на все образовательные
организации, организации, осуществляющие обучение, ИП (кроме тех, кто
занимается образовательной деятельностью непосредственно).
Речь
идет и об организациях, подведомственных СВР России, ФСБ России и ФСО России и
реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие
гостайну, а также организациях высшего образования, которые самостоятельно
устанавливают образовательные стандарты.
Лицензирующими
органами выступают Рособрнадзор и региональные органы исполнительной власти,
осуществляющие переданные полномочия России в сфере образования.
Приведен исчерпывающий перечень лицензионных требований к соискателю лицензии и
к лицензиату. Среди них - наличие разработанных и утвержденных организацией
образовательных программ; условий для охраны здоровья обучающихся, а также
специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья. Последнее требование касается профессиональной
образовательной организации, образовательной организации высшего образования,
организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам
профессионального обучения.
В
части образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных
средств теперь требуется наличие согласованных с ГИБДД МВД России программ
подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и
троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы
установленным требованиям.
Перечислены
документы, которые соискатель лицензии, лицензиат представляют в лицензирующий
орган для получения, переоформления лицензии. Приведены требования к их
оформлению.
Отдельное
внимание уделено лицензированию деятельности образовательных организаций,
учредителями которых являются религиозные организации.
Отмечены
особенности процедуры лицензионного контроля. Перечислены образовательные
услуги по реализации образовательных программ.
Ряд
актов Правительства РФ, относящихся к сфере лицензирования образовательной
деятельности, признан утратившим силу. Среди таковых - положение о
лицензировании образовательной деятельности, утвержденное в 2011 г.
* * *
Государственная итоговая аттестация выпускников техникумов
будет проходить по новым правилам согласно Приказу Министерства образования
и науки РФ от 16 августа 2013 г. № 968 "Об утверждении Порядка
проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам
среднего профессионального образования”.
Обновлен порядок
проведения государственной итоговой аттестации выпускников учреждений среднего
профобразования. Это обусловлено введением в действие нового Закона об
образовании.
Можно выделить
следующие основные новшества.
Формируемые для
проведения аттестации государственные экзаменационные комиссии (ГЭК) действуют
в течение 1 календарного года. Преподаватели, включаемые в состав ГЭК,
должны иметь высшую или первую квалификационную категорию. Определены
требования к кандидатуре председателя ГЭК и сроки его утверждения.
Итоговая
аттестация может проходить в форме защиты выпускной квалификационной работы или
государственного экзамена. Выпускники, осваивающие программы подготовки
квалифицированных рабочих, служащих, выполняют выпускную практическую
квалификационную работу и письменную экзаменационную работу. Для будущих
специалистов среднего звена предусмотрена дипломная работа (проект).
Госэкзамен
вводится по усмотрению образовательной организации и проходит по отдельной дисциплине.
Программа
итоговой аттестации, требования к выпускным работам, а также критерии оценки
знаний должны быть доведены до сведения студентов не позднее чем за
6 месяцев до аттестации.
При проведении итоговой аттестации запрещено иметь при себе и использовать
средства связи. Это касается как студентов, так и привлекаемых к аттестации
лиц.
Определены сроки
проведения повторной аттестации и аттестации лиц, не прошедших ее по
уважительной причине. Повторная аттестация может назначаться не более
2 раз.
Регламентирован порядок проведения аттестации выпускников с ограниченными
возможностями здоровья.
Прописаны правила
подачи и рассмотрения апелляций.
Порядок итоговой
аттестации выпускников учреждений начального профобразования и получения
указанного образования в форме экстерната утратил силу. Дело в том, что новый
Закон об образовании не выделяет начальное профобразование как отдельный
уровень. Оно включено в среднее профобразование.
* * *
Письмо
Министерства образования и науки РФ от 21 августа 2013 г. №
ВК-316/07 "Об организациях для детей-сирот”.
В Минобрнауки России поступают вопросы о деятельности
организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи
со вступлением в силу нового Закона об образовании.
К
таким организациям относятся образовательные, медицинские, а также те, которые
оказывают соцуслуги. Разъясняется, что учреждение будет относиться к тому или
иному виду в зависимости от основного вида деятельности.
В
силу Закона организации для детей-сирот, являющиеся специальными
(коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья, должны быть до 1 января 2016 г.
переименованы в общеобразовательные.
В
остальных случаях в отношении каждой организации учредитель должен принять
решение индивидуально с учетом региональных особенностей.
Таким
образом, органы исполнительной власти регионов до 1 января 2016 г. должны:
определить основной вид деятельности организаций для детей-сирот; привести
наименования и уставы организаций, относящихся в настоящее время к
образовательным, в соответствие с Законом.
* * *
Брать с родителей деньги на охрану муниципальных школ и на
учебники незаконно!
Письмо
Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 сентября
2013 г. № 01-50-377/11-555 О соблюдении прав граждан при
предоставлении платных дополнительных образовательных услуг
общеобразовательными организациями субъектов РФ.
Рособрнадзором
выявлены нарушения гарантий и прав граждан в сфере образования. Отмечены случаи
взимания с родителей (законных представителей) средств на содержание и охрану
учреждений, на обеспечение образовательного процесса, на приобретение учебников
и пособий, на игрушки.
Новый Закон об
образовании закрепляет право на общедоступное и бесплатное образование в
муниципальных учреждениях. Местным бюджетам выделяются субвенции, в том числе
на оплату труда, на покупку игрушек, учебников и т. д. по нормативам,
определяемым на региональном уровне.
Содержанием зданий и сооружений, обустройством прилегающих к ним территорий
должны заниматься органы местного самоуправления.
Обращается
внимание, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо тех,
которые финансируются за счет бюджетных средств.
Рассмотрены
результаты мониторинга деятельности по оказанию платных дополнительных
образовательных услуг за 2012 г. Были выявлены определенные нарушения.
Так, в договорах с потребителями отсутствует перечень (виды) услуг, порядок их
оплаты. Не утверждены рабочие программы учебных курсов и дисциплин. Уставы
учреждений не регламентируют порядок предоставления услуг. Последние не имеют
калькуляции (стоимости).
На основании изложенного региональным органам власти даны рекомендации по
устранению данных нарушений и принятию мер по недопущению их в будущем.
* * *
Постановление Правительства Новосибирской области от
5 ноября 2013 г. N 476-п "О предоставлении питания
отдельным категориям граждан, обучающимся в государственных профессиональных
образовательных учреждениях Новосибирской области, подведомственных
министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, за
счет средств областного бюджета Новосибирской области".
Дети
из малоимущих семей и дети с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся
в государственных профессиональных образовательных учреждениях среднего
профессионального образования, обеспечиваются питанием на льготных условиях
(бесплатным питанием) за счет средств областного бюджета.
Питание
на льготных условиях (бесплатное питание) предоставляется образовательной
организацией в учебные дни в форме завтрака и обеда.
Условиями
предоставления льготного питания являются инвалидность ребенка, статус
малоимущей семьи, подтверждаемые справками из учреждения медико-социальной
экспертизы и органа социальной защиты населения. Малоимущей является семья,
имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного
в Новосибирской области за квартал, предшествующий месяцу обращения. Питание
предоставляется в заявительном порядке с 1 числа месяца, следующего за месяцем
представления родителями заявления и документов.
Обеспечение
льготным питанием осуществляется за счет субсидий, предоставляемых из
областного бюджета образовательным организациям из расчета 58,00 рублей в день
на одного обучающегося.
* * *
Постановление Правительства Новосибирской области от 6 сентября
2013 г. N 380-п "Об утверждении государственной программы
Новосибирской области "Региональная программа развития
профессионального образования Новосибирской области на 2014-2020 годы"
Программа
включает в себя комплексную региональную программу развития профобразования и
программу совершенствования профориентационной работы с молодежью.
Целью программы
является обеспечение высокого качества образования в соответствии с запросами
населения и задачами социально-экономического развития области.
В результате
реализации Программы в области будет сформирована сеть учреждений
профессионального образования, ориентированная на
подготовку востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов, во
всех учреждениях профессионального образования будет модернизирована
учебно-производственная база, увеличится до 25% доля учреждений, здания которых
приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В
2018 году средняя заработная плата педагогов и мастеров производственного
обучения достигнет уровня средней заработной платы в области. К 2018 году будет
полностью удовлетворена потребность в общежитиях для студентов. Доля
выпускников, трудоустроившихся в течение года после окончания обучения по
полученной специальности (профессии), возрастет до 80%.
На
реализацию программы предусмотрены средства федерального и областного бюджетов,
а также внебюджетных источников. Общий объем финансирования государственной
Программы составляет 24 635 968,6 тыс. руб.
* * *
Судебная
практика
Cрок
предупреждения об увольнении по сокращению.
Определение Конституционного Суда РФ от 2 октября 2013 г. №
1246-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стася
Григория Васильевича на нарушение его конституционных прав частью второй статьи
180 Трудового кодекса Российской Федерации”.
Оспаривались нормы, касающиеся срока предупреждения работника о
предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением
численности или штата.
Работодатель обязан письменно уведомлять сотрудников об этом персонально и под
роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
По мнению
заявителя, положения неконституционны, поскольку на практике они позволяют
работодателю произвольно продлевать указанный срок предупреждения о предстоящем
увольнении.
КС РФ отклонил такие доводы и разъяснил следующее.
Оспариваемые
нормы являются элементом правового механизма увольнения по сокращению
численности или штата работников.
Положения
позволяют сотруднику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за
два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с этого момента начать поиск
подходящей работы.
По буквальному
смыслу оспариваемых норм этот срок является минимальным. Т. е. не
исключена возможность предупреждения работника о предстоящем увольнении за
более продолжительное время.
Тем самым
обеспечиваются наиболее благоприятные условия для последующего трудоустройства.
Таким образом,
оспариваемые нормы носят гарантийный характер и не могут рассматриваться как
нарушающие конституционные права.
* * *
Сотрудник
отгулял отпуск авансом, а затем уволился. Можно ли взыскать с него суммы за
неотработанные дни отдыха?
Определение СК по
гражданским делам Верховного Суда РФ от 25 октября 2013 г. N
69-КГ13-6 Суд отменил апелляционное определение, принятое по делу о
возмещении ущерба и взыскании судебных расходов, поскольку данное определение
было принято с существенными нарушениями норм материального права ТК РФ
закрепляет перечень случаев, когда из зарплаты сотрудника могут удерживаться
суммы для погашения его задолженности работодателю.
Один из таких
случаев - увольнение сотрудника до окончания того рабочего года, в счет
которого он уже получил ежегодный отпуск. Деньги удерживаются за неотработанные
дни этого отдыха.
Подобное
удержание не производится при увольнении (прекращении трудового договора) по
определенным основаниям (сокращение штата, смена собственника фирмы, смерть
работника и т. д.).
Относительно применения данных норм в ситуации, когда деньги удержать
невозможно (нет начисленной, но не выплаченной зарплаты), СК по гражданским
делам ВС РФ пояснила следующее.
По ТК РФ
удержания из зарплаты для погашения задолженности работодателю могут
производиться при увольнении лица до окончания того рабочего года, в счет
которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни.
Зарплата, излишне
выплаченная работнику (в т. ч. при неправильном применении трудового
законодательства), не может быть с него взыскана, за исключением определенных
случаев.
Это ситуация,
когда допущена счетная ошибка; если органом по рассмотрению индивидуальных
трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;
если зарплата была излишне выплачена лицу в связи с его неправомерными
действиями, установленными судом.
Аналогичные
положения предусмотрены ГК РФ, который ограничивает основания для взыскания
зарплаты, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как
неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной
ошибки.
Нормы ТК РФ и ГК
РФ содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскивать с
работника излишне выплаченную зарплату.
Таким образом,
законодательство не содержит оснований, позволяющих взыскать в судебном порядке
с сотрудника, использовавшего отпуск авансом, долг за неотработанные дни, если
работодатель фактически при расчете не смог удержать данные средства из-за
недостаточности сумм, причитающихся при расчете.
* * *
О применении к госслужащим норм трудового законодательства.
Определение
Конституционного Суда РФ от 24 сентября 2013 г. № 1291-О "Об отказе
в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рябухина Валерия Валентиновича на
нарушение его конституционных прав статьей 73 Федерального закона "О
государственной гражданской службе Российской Федерации”.
Оспаривались
нормы о применении норм трудового права к отношениям, связанным с
государственной гражданской службой, в части, не урегулированной данным
спецзаконом.
По мнению заявителя, положения неконституционны. На практике они позволяют
представителю нанимателя уволить госслужащего по основанию, предусмотренному ТК
РФ, в определенном случае.
Подразумевается ситуация, когда основания и процедура увольнения госслужащего
прямо закреплены Законом о государственной гражданской службе.
Отклоняя
такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.
Оспариваемые
положения предусматривают субсидиарное применение норм трудового
законодательства к отношениям, связанным с государственной гражданской службой.
С
одной стороны, это учитывает особый правовой статус данных лиц, обусловленный
спецификой государственной гражданской службы как профессиональной деятельности
по обеспечению исполнения полномочий органов госвласти и лиц, замещающих
госдолжности.
С
другой стороны, подобное позволяет использовать нормы ТК РФ в том случае, если
соответствующие отношения не урегулированы специальным законом.
Таким
образом, оспариваемые нормы направлены на обеспечение полноты правового
регулирования служебных отношений.
Поэтому
такое правовое регулирование само по себе не может рассматриваться как
нарушающее права госслужащих.
* * *
Работникам, ухаживающим за детьми-инвалидами, предоставляются
оплачиваемые дни отдыха. Начислять ли соцвзносы?
Постановление
Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 августа 2013 г.
N Ф04-3263/13 по делу N А27-19609/2012.
Средний
заработок, сохраняемый за сотрудниками за дни, занятые уходом за
детьми-инвалидами, не облагается взносами на соцстрахование.
К такому выводу
пришел суд округа и пояснил следующее.
В силу ТК РФ
одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по
заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц.
Эти дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между
собой по их усмотрению.
Каждый такой
дополнительный выходной день оплачивается в размере среднего заработка и в
порядке, который устанавливается федеральными законами.
Выплаты за
дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам для ухода за детьми-инвалидами,
носят характер господдержки.
Данные выплаты
направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и
обязанным осуществлять за ними должный уход.
Такие суммы имеют
целью компенсировать или минимизировать последствия изменения материального и
(или) социального положения работающих граждан.
При этом
указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за
выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Таким образом,
данные выплаты не являются вознаграждением в рамках трудового договор.
Подобные суммы в
силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за него), как она
определена в ТК РФ, а производятся в виде сохранения заработка.
Причем этот
заработок сохраняется в пользу только той категории работников, которая в силу
своих семейных обязанностей ухаживает за ребенком-инвалидом, т. е. выплаты
имеют компенсационный характер.
Поэтому такие
выплаты не облагаются взносами на соцстрахование.
* * *