Новое в сфере труда.
Приказом Федеральной службы государственной
статистики от 10 октября 2012 г. N 524 "О внесении изменений и
дополнений в Указания по заполнению форм федерального статистического
наблюдения N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и
услуг", N П-2 "Сведения об инвестициях в нефинансовые
активы", N П-3 "Сведения о финансовом состоянии
организации", N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и
движении работников", N П-5(м) "Основные сведения о
деятельности организации" скорректирован порядок
заполнения статформ N П-1, П-2, П-3, П-4, П-5(м).
Так, по форме N П-2, помимо
сведений об инвестициях в нефинансовые активы, представляется информация о
средствах на долевое строительство. По ней отчитываются юрлица, в т. ч.
средняя численность работников которых за предыдущий год не превышает 15
человек.
Форма N П-4 служит для статнаблюдения за численностью и зарплатой
сотрудников (ранее также за движением последних).
По строке 12 формы N П-1 также
отражаются данные о стоимости выполненных НИОКР и опытно-технологических работ,
связанных с нанотехнологиями и принятых заказчиком (включая стоимость
изготовленных в ходе данных работ опытных образцов и мелких партий).
Установлены дополнительные виды перевозок грузов, которые не включаются в отчет
формы N П-1: на автомобилях, сданных в аренду; нетоварного характера
(очистка территории от бытового мусора, снега и т. д.); на обслуживании
линий связи и электропередач, трубопроводов и т. п.; при
научно-изыскательских, геологоразведочных работах; почты и периодической
печати.
Приказ вводится в действие с 1 января
2013 г.
* * *
Письмо Федеральной налоговой службы от 31 октября
2012 г. № ЕД-2-3/685@ "О рассмотрении обращения” дано разъяснение о предоставлении
льготы по НДФЛ единственному родителю (в т. ч. приемному), усыновителю,
опекуну, попечителю в виде двойного стандартного вычета по НДФЛ на ребенка.
Данная льгота прекращается с месяца, следующего за тем, в котором
налогоплательщик вступил в брак.
Понятие "единственный
родитель" означает отсутствие второго родителя у ребенка. В частности, по
причине смерти.
После вступлениия в брак вычет
предоставляется в стандартном размере - по 1 400 руб. на первого и
второго ребенка. На него имеет право не только родитель, но и его супруг
(супруга), на обеспечении которых находится ребенок.
Таким образом, супруг родителя также
вправе получать стандартный налоговый вычет на двоих детей в размере
2 800 руб. в месяц при обращении к работодателю с подтверждающими
документами.
* * *
Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 188-ФЗ
"О внесении изменений в статью 261 Трудового кодекса Российской Федерации” вводится запрет на увольнение по инициативе работодателя родителя (иного законного представителя
ребенка) - единственного кормильца ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет
либо ребенка в возрасте до 3 лет в семье, воспитывающей 3-х и более
малолетних детей. Условие - другой родитель не работает.
Запрет не касается случаев
ликвидации организации, прекращения деятельности предпринимателем или
совершения работником виновных действий.
Ранее работодатель не имел права
увольнять по своей инициативе матерей, имеющих детей до 3-х лет. Запрет на
увольнение отца такого ребенка действовал лишь в случае, если он воспитывал его
без матери. Однако, как указал Конституционный Суд РФ, предоставление подобной
гарантии не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто из
родителей работает, а кто ухаживает за детьми. Такое различие не имеет
объективного и разумного оправдания.
* * *
Совершенствование системы оплаты труда
в государственных (муниципальных) учреждениях
Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября
2012 г. № 2190-р О программе поэтапного совершенствования системы
оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на
2012 - 2018 гг.
Утверждена
Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных
(муниципальных) учреждениях на 2012-2018 гг. Она обязательна на
федеральном уровне и рекомендуется для регионов и муниципалитетов.
Программа
предусматривает комплекс организационных, методических и контрольных
мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение
престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия
оплаты труда качеству услуг (работ).
Основные задачи - ориентация
системы оплаты труда на достижение конкретных показателей качества и количества
услуг (работ), создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей,
развитие кадрового потенциала. Также необходимо обеспечить организационные и
правовые условия для достижения целевых показателей уровня средней зарплаты
отдельных категорий работников.
Системы
оплаты труда должны обеспечивать дифференциацию для лиц, выполняющих работы
различной сложности, и установление оплаты труда в зависимости от качества
услуг (работ) и эффективности деятельности по заданным критериям и показателям.
Федеральные органы исполнительной власти должны представлять информацию о ходе
реализации программы в Минтруд России, который, в свою очередь, отчитывается
перед Правительством РФ.
Это
делается раз в полугодие соответственно до 15 и до 30 числа месяца, следующего
за отчетным периодом.
* * *
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №
234-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Трудовой
кодекс Российской Федерации” внесены изменения в ТК РФ.
В
ТК РФ внесены изменения, касающиеся коллективных
соглашений.
В
частности, стороны соцпартнерства обязали включать в коллективные соглашения
положения о сроке их действия и порядке контроля за их исполнением.
Расширен
примерный перечень вопросов, регулируемых соглашением. Так, рекомендуется
обращать внимание на вопросы занятости и условия высвобождения работников,
повышение их квалификации, гарантии, компенсации и льготы, дополнительное пенсионное
страхование.
Уточнен механизм разработки соглашения. Закреплено следующее. Если с начала
ведения коллективных переговоров прошло 3 месяца и стороны не достигли
консенсуса, документ подписывается на согласованных условиях. Одновременно
составляется протокол разногласий. Если речь идет о генеральном соглашении, то
указанный срок составляет 6 месяцев.
Кроме того, общероссийские, региональные (межрегиональные) и территориальные
объединения работодателей наделены функциями отраслевых (межотраслевых) объединений
работодателей (при их отсутствии). Это возможно, если они соответствуют
критериям, установленным для последних.
Все коллективные договоры и соглашения регистрируются компетентными органами.
Поправками разграничена их подведомственность.
* * *
Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №
236-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании" в
ТК РФ вводятся нормы о профессиональных стандартах
Скорректированы
ТК РФ и Закон о техрегулировании.
В
кодекс вводится статья о квалификации
работника. Под ней понимается уровень знаний, умений, профнавыков и опыта
работы.
Также
определяется термин "профессиональный стандарт". Под ним понимается
характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления
определенного вида деятельности.
Порядок разработки,
утверждения и применения стандартов установит Правительство РФ.
Оно же определит правила установления тождественности названий должностей,
профессий и специальностей единых тарифно-квалификационного справочника работ и
профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих наименованиям из стандартов.
Стандарты
будут учитываться при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов. То же
касается установления тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда
работников муниципальных и госучреждений.
В
Законе о техрегулировании закреплено, что его действие не распространяется на
профессиональные стандарты.
* * *
Согласно
ТК РФ МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного
населения страны.
На
данный момент действует МРОТ,
установленный с 1 июня 2011 г. Его размер - 4 611 руб. в
месяц. Он составляет 67,5% от прожиточного минимума трудоспособного населения в
целом по России за I квартал 2012 г.
С 1 января 2013 г. МРОТ повысится
до 5 205 руб. в месяц. Таким образом, будет сохранена позитивная
динамика соотношения между МРОТ и прожиточным минимумом трудоспособного
населения в целом по России.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
* * *
Федеральным
законом от 3 декабря 2012 г. № 231-ФЗ «О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием
Федерального закона «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам» расширяется перечень оснований для увольнения.
Поправки
связаны с принятием Закона о контроле за расходами лиц, замещающих определенные
должности, их супругов и несовершеннолетних детей.
Речь
идет о гражданах, замещающих государственные и муниципальные должности. О
членах Совета директоров Банка России. О государственных и муниципальных
служащих. О сотрудниках госкорпораций, ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и т. д.
Названный закон обязывает их отчитываться о расходах по каждой сделке по приобретению
недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев
в уставных (складочных) капиталах организаций). Это нужно сделать, если затраты
превышают общий доход данного лица и его супруги (супруга) за
3 предшествующих года. Также необходима информация об источниках получения
средств, потраченных на указанные цели.
В
связи с этим в законодательстве закрепляется обязанность соответствующих
граждан подавать сведения не только о доходах, но и о расходах.
Предусмотрено
дополнительное основание, при котором трудовой договор расторгается по
инициативе работодателя. Речь идет о непринятии работником мер по
предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он
является. О непредставлении или подаче неполных или недостоверных сведений о
доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в
случаях, предусмотренных законами, актами Президента РФ и
Правительства РФ. Все это касается ситуаций, когда такие действия дают
повод для утраты доверия со стороны работодателя.
Непредставление
или подача неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об
имуществе и обязательствах имущественного характера влечет освобождение от
должности, увольнение с государственной или муниципальной службы.
Закрепляется
обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению
коррупции.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 января 2013 г., кроме поправок к
НК РФ. Они вступают в силу по истечении 1 месяца со дня официального
опубликования данного закона.
* * *
Федеральный
закон от 29 декабря 2012 г. № 280-ФЗ "О внесении изменений в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания
прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных
(муниципальных) учреждений и представления руководителями этих учреждений
сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера” обязывает руководителей государственных
(муниципальных) учреждений обязали отчитываться о доходах.
Цель
поправок - создать прозрачный механизм оплаты труда руководителей
государственных (муниципальных) учреждений.
Трудовой
договор с руководителем такого учреждения должен заключаться на основании
типовой формы. Она утверждается Правительством РФ с учетом мнения
Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых
отношений.
Лицо,
поступающее на должность руководителя государственного (муниципального)
учреждения, обязано отчитаться о доходах, об имуществе и обязательствах
имущественного характера (своих, а также супруга (супруги) и несовершеннолетних
детей). Руководитель подает эти сведения ежегодно.
Применительно
к ФГУ, государственным учреждениям регионов и муниципальным учреждениям порядок
представления сведений определяется соответственно Правительством РФ,
нормативно-правовыми актами субъекта Федерации и органа местного
самоуправления.
Достоверность и полнота сведений проверяются по решению учредителя учреждения
или уполномоченного им лица.
Федеральный
закон вступает в силу с 1 января 2013 г.
Руководители
государственных (муниципальных) учреждений представляют соответствующие
сведения начиная с доходов за 2012 г.
* * *
Постановлением
Правительства Новосибирской области от 25 декабря 2012 г. N 592-п "О
сроках действия мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при
проезде на железнодорожном транспорте пригородного сообщения в 2013 году"
установлены сроки действия в 2013 году льготного проезда в пригородных
электричках для ветеранов труда.
Для ветеранов труда и ветеранов труда
Новосибирской области предоставлен льготный (с 50 %-ной скидкой) проезд на
железнодорожном транспорте пригородного сообщения в сроки, устанавливаемые
ежегодно Правительством Новосибирской области. В 2013 году льготный проезд
будет действовать в период с 20 апреля по 20 октября.
* * *
Письмо Фонда социального страхования РФ от 19 декабря
2012 г. № 15-03-11/12-17008 Об индексацией размеров пособий по
обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и
в связи с материнством с 1 января 2013 г.
С 1 января пособия в связи с
материнством повысились на 5,5%.
Пособия
в связи с материнством индексируются исходя из прогнозного уровня инфляции.
Так, с 1 января 2013 г.
размер индексации составляет 1,055.
Приведен
перечень детских пособий, индексируемых на указанный коэффициент.
В частности, ежемесячное
пособие по уходу за ребенком не должно быть менее 2 453,93 руб. на
первого и 4 907,85 руб. на второго и последующих детей.
Единовременное пособие
женщинам, вставшим на учет в медучреждениях в ранние сроки беременности, на 1
января 2012 г. составляло 465,2 руб. Таким образом, на 1 января
2013 г., применяя коэффициент 1,055, его размер равен 490,79 руб.
Единовременное
пособие при рождении ребенка увеличивается на 5,5%, если он появился на свет 1
января 2013 г. или позднее. В этом случае выплачивается
13 087,61 руб.
Ежемесячное
пособие по уходу за ребенком, исчисленное в размере 40% среднего заработка, не
индексируется.
Кроме
того, с 1 января 2013 г. на 5,5% повышаются стоимость гарантированного
перечня услуг по погребению и предельный размер соответствующего социального
пособия (4763,96 руб.).
* * *
Письмом Фонда социального страхования РФ от 11 января
2013 г. № 15-03-18/12-169 "О порядке назначения, исчисления и
выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за
ребенком в 2013 году” даны разъяснения Как определить размер среднего дневного заработка для
исчисления пособия по беременности и родам, уходу за ребенком по страховым
случаям, наступившим в 2013 г.
С 1 января 2013 г. установлен
особый порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия
по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
Так, средний дневной заработок для исчисления указанных пособий определяется
следующим образом. Сумма начисленного заработка за 2 календарных года,
предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам, уходу за
ребенком, делится на число календарных дней в этом периоде. Сюда не включаются
дни временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, уходу за
ребенком, а также периоды освобождения сотрудника от работы с полным или
частичным сохранением зарплаты. В последнем случае речь идет о ситуациях, когда
страховые взносы в ФСС РФ не начислялись. Работодатель обязан включать в
справку о сумме заработка сведения о периодах, которые не включаются в расчет
среднего дневного заработка.
Дополнительные оплачиваемые
выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом не исключаются из расчета среднего
дневного заработка для исчисления пособий.
Предельный
размер среднего дневного заработка для исчисления пособия по беременности и
родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по страховым случаям, наступившим
в 2013 г., составляет 1 335,62 руб. Предельный размер
ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2013 г. -
16 241,14 руб.
Расширен
перечень случаев, при которых территориальные органы ФСС РФ назначают и
выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
уходу за ребенком. Так, территориальный орган страховщика назначает и
выплачивает указанные пособия (кроме пособия по временной нетрудоспособности) в
следующем случае. Нельзя определить местонахождение страхователя и его
имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в
законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем
пособий застрахованному лицу. Это правило распространяется и на неисполненные
решения суда, вступившие в законную силу до 30 декабря 2012 г.
* * *
Постановлением Правительства РФ от 17 января
2013 г. № 11 "О внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 841” изменен перечень
видов зарплаты и иного дохода, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних
детей.
Скорректирован перечень видов зарплаты и
иного дохода, из которых удерживаются алименты на несовершеннолетних детей.
Алименты, в частности, удерживаются
с доходов от занятий предпринимательской деятельностью без образования юрлица.
Уточнено, что такой доход определяется за вычетом сумм понесенных расходов,
связанных с ведением бизнеса.
Кроме
того, Минтруд России (а не Минздравсоцразвития России) дает разъяснения по
применению указанного перечня.
Дело
в том, что в 2012 г. Минздравсоцразвития России было преобразовано в
Минздрав и Минтруд России.
* * *
Постановление Правительства РФ от 10 декабря 2012 г. N 1276 "О предельной
величине базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные
фонды с 1 января 2013 г."
С 1 января 2013
г. предельную планку для взимания взносов во внебюджетные фонды повысят до 568
тыс. руб.
С 1 января 2013
г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды увеличивается в 1,11 раза и составит 568 тыс. руб. В 2012 г.
она равнялась 512 тыс. руб.
Индексация
произведена с учетом роста средней зарплаты в стране.
Напомним, что с
сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающих указанную
величину, страховые взносы не взимаются. База исчисляется по каждому работнику
нарастающим итогом с начала года.
Постановление
вступает в силу с 1 января 2013 г.
* * *
Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. N 1337 "Об установлении величины
прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим
группам населения в целом по Российской Федерации за III квартал 2012 г."
Прожиточный минимум вырос.
Прожиточный минимум в целом по России за III квартал
2012 г. на душу населения составляет 6 643 руб. Для
трудоспособного населения - 7 191 руб. Для пенсионеров - 5 229 руб. Для детей -
6 387 руб. В предыдущем квартале - 6 385 руб., 6 913 руб., 5 020 руб., 6 146
руб. соответственно.
Таким образом,
прожиточный минимум вырос.
Он представляет
собой стоимостную оценку минимального набора продуктов питания,
непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья
человека и обеспечения его жизнедеятельности. В него также включены
обязательные платежи и сборы.
С помощью
прожиточного минимума оценивается уровень жизни населения при реализации
социальной политики и федеральных соцпрограмм. Он нужен для обоснования
устанавливаемых на федеральном уровне МРОТ, размеров стипендий, пособий и
других социальных выплат, а также для иных целей, определенных законом.
* * *