Профсоюз
работников народного образования и науки
Российской
Федерации
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ № 19
НОВАЯ ДОЛЖНОСТЬ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РАБОТНИКА «ПЕДАГОГ-БИБЛИОТЕКАРЬ»:
СТАТУС И ВОПРОСЫ
ВВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ,
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ,
КОММЕНТАРИИ
Москва, август 2011 г.
Предисловие
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 31 мая 2011 года № 448н внесены изменения в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»,
утвержденный приказом
Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н,
в соответствии с которым раздел
III «Должности педагогических работников» дополнен новой квалификационной
характеристикой должности «педагог-библиотекарь».
Настоящий сборник содержит федеральные нормативные
правовые акты, информационно-методические документы, а также комментарии
специалистов аппарата Профсоюза к нормативным правовым актам, регулирующим
вопросы осуществления деятельности педагогов-библиотекарей.
Сборник рассчитан на профсоюзных работников и
широкий профсоюзный актив, осуществляющих в различных формах правовую защиту
работников образования, а также на работников системы образования,
государственных и муниципальных служащих и всех, кто интересуется вопросами
тематики сборника и профсоюзной правозащитной
работой.
Надеемся, что помещенные в сборнике материалы будут полезны в практической
деятельности по защите социально-трудовых прав работников образования.
Заместитель Председателя
Профсоюза
Т.В. Куприянова
Сборник подготовлен в отделе по
вопросам общего образования и правовом отделе аппарата Профсоюза.
Составители сборника: эксперт В.Н.
Понкратова, секретарь-зав. правовым отделом Ж.П. Осипцова.
С
О Д Е Р Ж А Н И Е
Стр.
Предисловие ……………………………………………………………….
2
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 31 мая 2011 года № 448н «О внесении изменения в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»………………………………………………………………
Изменение, вносимое
в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников
образования»……………………………………………
Квалификационная
характеристика должности «Педагог-библиотекарь»………………………………………………………………
4
5-6
Письмо Департамента общего образования
Министерства образования и науки РФ от 8 августа 2011 г. № 03-495 «О вступлении в силу
приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. №
448н»………………………………………………………………………
6-7
Письмо ЦС Профсоюза от 23.05.2011
г. № 48 «О проекте квалификационной
характеристики должности «педагог-библиотекарь»……………………
8-9
Письмо ЦС Профсоюза от 07.06. 2010 г. № 56 «О рассмотрении проекта квалификационной характеристики
«Библиотекарь-библиограф, педагог»………………………………………………………
10-11
Комментарий
к нормативным правовым актам, регулирующим вопросы осуществления
деятельности педагогов-библиотекарей ……
12-18
Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31
мая 2011 года № 448н
«О
внесении изменения в Единый квалификационный
справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
В соответствии с пунктом 5.2.52 Положения
о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 321
(Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 28, ст.2898; 2005, №
2, ст.162; 2006, № 19, ст.2080; 2008, № 11 (ч.1), ст.1036; № 15, ст.1555; № 23,
ст.2713; № 42, ст.4825; № 46, ст.5337; № 48, ст.5618; 2009, № 2, ст.244; № 3,
ст.378; № 6, ст.738; № 12, ст.1427, 1434; № 33, ст.4083, 4088; № 43, ст.5064; №
45, ст.5350; 2010, № 4, ст.394; № 11, ст.1225; № 25, ст.3167; № 26, ст.3350; №
31, ст.4251; № 35, ст.4574; № 52 (ч.1), ст.7104; 2011, № 2, ст.339; № 14,
ст.1935, 1944; № 16, ст.2294),
приказываю:
Внести изменение в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих,
раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования",
утвержденный приказом
Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 года № 761н
(зарегистрирован Минюстом России 6 октября 2010 года, № 18638), согласно приложению.
Министр
Т. Голикова
Зарегистрирован Минюстом России 1 июля 2011 года.
Регистрационный
№ 21240
Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от 31 мая 2011 года № 448н
Изменение,
вносимое в Единый
квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел
«Квалификационные характеристики должностей работников образования»
Раздел III "Должности педагогических
работников"
дополнить после квалификационной характеристики должности "Тьютор"
квалификационной характеристикой должности "Педагог-библиотекарь",
изложив ее в следующей редакции:
«Педагог-библиотекарь[1]
Должностные
обязанности. Участвует в реализации основной образовательной программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в
соответствии с федеральными государственными стандартами начального общего,
основного общего, среднего (полного) общего образования. Организует работу по
ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленную на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной образовательной
программы, на приобретение новых навыков в использовании
библиотечно-информационных ресурсов. Осуществляет дополнительное образование
обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению
чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию словесности и формированию
информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм
библиотечно-информационной деятельности. В этих целях разрабатывает рабочую
программу, обеспечивает ее выполнение, организует участие обучающихся,
воспитанников в массовых тематических мероприятиях, обеспечивая педагогически
обоснованный выбор форм, средств и методов работы детского объединения исходя
из психофизиологической и педагогической целесообразности, используя
современные образовательные технологии, включая информационные, а также
цифровые образовательные ресурсы. Применяет педагогические теории и методики
для решения информационно-образовательных задач. Обеспечивает и анализирует
достижения обучающихся, воспитанников, выявляет их творческие способности,
способствует формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей.
Участвует в обеспечении самообразования обучающихся (воспитанников),
педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и
информационно-библиографических ресурсов, в организации тематических выставок,
читательских конференций, оформлении средств наглядной агитации, стендов, в
разработке планов, методических программ, процедур реализации различных
образовательных проектов. Вносит предложения по совершенствованию
образовательного процесса в образовательном учреждении. Участвует в работе
педагогических, методических советов, объединений, в других формах методической
работы, в организации и проведении родительских собраний, мероприятий различных
направлений внеурочной деятельности, предусмотренных учебно-воспитательным
процессом. Разрабатывает планы комплектования библиотеки образовательного
учреждения печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным
предметам учебного плана на определенных учредителем образовательного
учреждения языках обучения и воспитания. Разрабатывает предложения по
формированию в библиотеке образовательного учреждения фонда дополнительной
литературы, включающего детскую художественную и научно-популярную литературу,
справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию
основной образовательной программы. Осуществляет работу по учету и проведению
периодических инвентаризаций библиотечного фонда образовательного учреждения.
Обеспечивает обработку поступающей в библиотеку литературы, составление
систематического и алфавитного каталогов с применением современных
информационно-поисковых систем. Организует обслуживание обучающихся
(воспитанников) и работников образовательного учреждения. Обеспечивает
составление библиографических справок по поступающим запросам. Обеспечивает
сохранность библиотечного фонда, ведение статистического учета по основным
показателям работы библиотеки и подготовку установленной отчетности. Обеспечивает
охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.
Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
Должен знать:
приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
законодательство Российской Федерации об образовании и библиотечном деле;
Конвенцию о правах ребенка; содержание художественной, научно-популярной
литературы, периодических изданий, находящихся в библиотечном фонде
образовательного учреждения; методику проведения индивидуальных бесед, формы и
методы проведения конференций, выставок; основы возрастной педагогики и
психологии, физиологии, школьной гигиены; индивидуальные особенности развития
детей разного возраста; специфику развития интересов и потребностей обучающихся
(воспитанников), их творческой деятельности; современные
информационно-коммуникационные технологии (текстовые редакторы, электронные
таблицы, программы создания презентаций, информационные системы,
автоматизирующие библиотечную деятельность), принципы работы в сети Интернет,
приемы использования мультимедийного оборудования и ведения электронного
документооборота; нормативные и методические материалы по вопросам организации
информационной и библиотечной работы; профиль деятельности, специализацию и
структуру образовательного учреждения; правила комплектования, хранения и учета
библиотечного фонда, поиска и выдачи книг из библиотечного фонда; условные
сокращения и условные сокращения, применяемые в библиографии на иностранных
языках; современные информационно-поисковые системы, применяемые в библиотечном
обслуживании; систему классификации информации и правила составления каталогов;
единую общегосударственную систему межбиблиотечного абонемента; порядок
компенсации при утрате читателями единиц библиотечного фонда; порядок
составления отчетности о работе библиотеки; правила внутреннего трудового
распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной
безопасности.
Требования
к квалификации.
Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления
требований к стажу работы"
Письмо
Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 8
августа 2011 г. № 03-495
«О вступлении в
силу приказа Минздравсоцразвития России от 31 мая 2011 г. № 448н»
(направлено
в адрес руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющих управление в сфере образования)
Департамент общего образования
Минобрнауки России информирует, что в целях повышения статуса школьного
библиотекаря Министерством образования и науки Российской Федерации
подготовлена и направлена в Минздравсоцразвития России квалификационная
характеристика должности «Педагог-библиотекарь» с предложением о включении
данной должности в профессиональную квалификационную группу должностей
работников образования Единого квалификационного справочника.
Минздравсоцразвития России издан
приказ «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики
должностей работников образования» от 31 мая 2011 г. № 448н, который дополняет
раздел III «Должности педагогических работников» квалификационной
характеристикой должности «Педагог-библиотекарь» (зарегистрирован Минюстом
России 1 июля 2011 г., регистрационный № 21240) (прилагается).
Наименование указанной должности
применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования.
Рекомендуем органам
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление
в сфере образования, довести данный приказ до сведения образовательных
учреждений.
Дополнительно сообщаем.
В Общероссийском классификаторе
профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным
постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. № 367 (с
изменениями и дополнениями) присутствует должность библиотекаря (отнесена к
должности работников культуры, искусства и кинематографии) и должность
педагога-библиотекаря (отнесена к должности работников образования).
В соответствии со статьей 144
Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные квалификационные группы
и критерии отнесения профессий‚ рабочих и должностей служащих к
профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, т.е. Министерством
здравоохранения и социального развития России.
Образовательное учреждение
компетентно устанавливать штатное расписание в соответствии с подпунктом 9
пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которое
могут быть включены должности: библиотекарь и (или) педагог-библиотекарь.
Библиотечным работникам
образовательных учреждений продолжительность отпуска может быть увеличена за
счет предоставления им дополнительного отпуска за ненормированньй рабочий день,
если указанные работники привлекаются к работе сверх нормальной
продолжительности рабочего времени.
В соответствии со статьей 119
Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность дополнительного
отпуска работников с ненормированным рабочим днем не может быть установлена
менее 3 календарных дней. Принимая во внимание, что действующее
законодательство не устанавливает предельную продолжительность дополнительного
отпуска за ненормированный рабочий день, то образовательное учреждение вправе
самостоятельно определить конкретную ее продолжительность, предусмотрев ее в
правилах внутреннего трудового распорядка или коллективном договоре.
Следует учесть, что
предоставление библиотечному работнику дополнительного отпуска за
ненормированный день в каникулярный период не потребует дополнительных
финансовых затрат, поскольку оплата дополнительных дней отпуска будет
производиться вместо заработной платы за такое же количество дней работы.
Библиотечные работники могут за
дополнительную оплату выполнять преподавательскую работу в том же
образовательном учреждении (т.е. вести занятия по учебным предметам на
условиях, установленных для учителей).
В соответствии с подпунктом «ж»
пункта 2 постановления Министерства труда и социального развития Российской
Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 «Об особенностях работы по совместительству
педагогических, фармацевтических работников и работников культуры»
(зарегистрирован Минюстом России 7 августа 2003 г. регистрационный № 4963),
преподавательская работа без занятия штатной должности не считается
совместительством.
Этим же постановлением
Министерства труда и социального развития Российской Федерации установлено, что
преподавательская работа, которая не считается совместительством, с согласия
работодателя допускается в основное рабочее время.
Приложение: на 4 листах[2].
Директор Департамента
Е.Л. Низи
ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ
ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СОВЕТ
тел. (495) 938-8777 факс (495)
930-6815
E-mail: eduprof@spectrnet.ru
http://www.ed-union.ru
Директору
Департамента общего образования
Е.Л. Низиенко
23.05.2011 г. № 48
На № 03-298 от 13.05.2011 г.
О
проекте квалификационной характеристики
должности
«педагог-библиотекарь»
Уважаемая Елена Леонидовна!
Профсоюз работников народного
образования и науки Российской Федерации не возражает против утверждения
квалификационной характеристики по новой должности «педагог-библиотекарь» для
применения ее в образовательных
учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, а также дополнения этой должностью профессиональной квалификационной группы
должностей педагогических работников, утвержденной приказом Министерства
здравоохранения и социального развития от
5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных
групп должностей работников образования», с отнесением ее к четвертому квалификационному уровню.
Вместе
с тем, при доработке проекта квалификационной характеристики должности
«педагог-библиотекарь» предлагаем в
разделе «Должностные обязанности» исключить такие функциональные обязанности
как «осуществление обучения и воспитания обучающихся с учетом их психолого-физиологических
особенностей; планирование и осуществление учебного процесса в
соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования; проведение учебных
занятий», поскольку эти функции являются прямыми обязанностями
педагогического работника с наименованием должности «учитель», независимо
от того выполняется работа в должности
учителя по основной работе или помимо основной работы.
Представляется необходимым уточнить раздел «Должностные обязанности» проекта квалификационной характеристики
должности «педагог-библиотекарь», предусмотрев в ней функции, связанные с участием педагога-библиотекаря в
реализации основной образовательной программы начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования; с организацией работы по
ее учебно-методическому и информационному сопровождению, направленной на
обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников
образовательного процесса к информации, связанной с реализацией основной
образовательной программы, на
приобретение новых навыков в использовании библиотечно-информационных ресурсов;
с осуществлением дополнительного образования
обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению
чтения, поддержке интереса к литературе, к развитию
словесности и формированию информационной культуры, освоению
инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной
деятельности; с участием в обеспечении
самообразования обучающихся, воспитанников,
педагогических работников образовательного учреждения средствами библиотечных и
информационно-библиографических ресурсов и другие функции воспитательно-образовательной направленности,
обеспечиваемые с помощью библиотечно-информационных ресурсов.
Квалификационная характеристика
педагога-библиотекаря в новой редакции, включающей перечисленные функции,
прилагается.
Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что
отнесение педагога-библиотекаря к профессиональной квалификационной группе
педагогических работников само
по себе не распространяет на них большинство государственных гарантий,
установленных для педагогических работников в зависимости от занимаемой
должности, типов и видов образовательных учреждений, нормативными правовыми актами Российской
Федерации на основании норм федеральных законов.
Так, для
распространения на педагогов-библиотекарей права на удлиненную продолжительность ежегодного
основного оплачиваемого отпуска, на
досрочное назначение трудовой пенсии необходимо принятие соответствующих
постановлений Правительства Российской Федерации, а для установления права на предоставление компенсации расходов на
оплату жилых помещений, отопления и освещения в сельской местности, рабочих
поселках (поселках городского типа) – принятие в каждом субъекте Российской Федерации соответствующего законодательного
акта.
Что касается вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в том
числе при выполнении работы в сельской
местности, то их регулирование, по всей
видимости, будет осуществляться
по-разному, с учетом норм
законодательных и иных нормативных
правовых актов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов
органов местного самоуправления.
В целях применения единообразных принципов в регулировании деятельности
педагогов-библиотекарей, в том числе вопросов оплаты их труда, предлагается после утверждения и государственной
регистрации квалификационной
характеристики подготовить соответствующие рекомендации.
Председатель Профсоюза
Г.И.Меркулова
ПРОФСОЮЗ
РАБОТНИКОВ
НАРОДНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
(ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ)
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
СОВЕТ
тел. (495) 938-8777 факс (495)
930-6815
E-mail: eduprof@spectrnet.ru
http://www.ed-union.ru
Заместителю
директора Департамента государственной политики в образовании
М.В.Гончар
07 июня 2010 г. №
56
На №
03-1108 от 03 июня 2010 г.
О
рассмотрении проекта квалификационной
характеристики
«Библиотекарь-библиограф, педагог»
Уважаемая Мария Валерьевна!
На Ваше письмо о рассмотрении
проекта квалификационной характеристики
«Библиотекарь-библиограф, педагог», а также вопроса о введении нового
наименования должности «библиотекарь-педагог» сообщаем следующее.
Представленный проект, именуемый
как «Квалификационная характеристика «Библиотекаря-библиографа, педагога», не
соответствует квалификационной характеристике ни по форме, ни по содержанию,
поскольку отсутствует общепринятая ее структура по разделам: "Должностные обязанности",
"Должен знать", "Требования к квалификации" с
соответствующим их наполнением.
Полагаем, что предложенные к
рассмотрению материалы представляют собой элементы государственного образовательного стандарта высшего профессионального
образования по направлению подготовки 071201 «Библиотечно-информационная деятельность» с квалификацией
«Библиотекарь–библиограф, преподаватель», действовавшего до изменения Минобрнауки России кода направления подготовки с 071200 и 071201
на 071900, а также до принятия федерального государственного
образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению
подготовки 071900 Библиотечно-информационная деятельность (квалификация
(степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Минобрнауки России от 13.01 2010 № 3. Зарегистрировано
в Минюсте РФ 11 февраля 2010 г. N 16376.
Обращает на себя внимание то, что
подготовка по направлению 071900
«Библиотечно-информационная деятельность» позволяет выпускнику при занятии должности
библиотекаря наряду с другими
компетенциями обладать профессиональными компетенциями и в области психолого-педагогической
деятельности:
способностью к эффективному
библиотечному общению с пользователями;
готовностью к организации
воспитательно-образовательной работы средствами библиотеки;
готовностью к использованию
психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном
обслуживании различных групп пользователей;
готовностью к формированию
информационной культуры пользователей библиотеки;
готовностью к реализации
библиотечных программ в соответствии с национальными приоритетами культурно-воспитательной
политики;
способностью к реализации
образовательных и культурно-воспитательных программ для населения;
способностью к созданию
благоприятной культурно-досуговой среды;
готовностью к реализации
инновационных процессов в социокультурной сфере.
Учитывая изложенное, предложение Русской школьной
библиотечной ассоциации о введении нового наименования должности
«библиотекарь-педагог», с нашей стороны, не может быть поддержано по следующим
причинам.
Во-первых, в соответствии с
пунктом 4 квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов
и других служащих, утвержденного
постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37, установлено,
что при
разработке должностной инструкции на основе квалификационной
характеристики допускается уточнение
перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических
условиях и установление требований к необходимой специальной подготовке
работника.
Например,
при разработке должностной инструкции библиотечного работника в условиях образовательного учреждения в ней может быть
отражена специфика его деятельности, связанная с участием в
учебно-воспитательном процессе в целях
обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное
пользование библиотечно-информационными ресурсами, как это предусмотрено пунктом
2 Примерного положения о библиотеке общеобразовательного учреждения (письмо Департамента
общего и дошкольного образования Минобразования РФ от 23 марта 2004 г. N
14-51-70/13), в деятельности педагогического совета
образовательного учреждения и т.п.
Кроме того, квалификационным справочником установлено
также, что в процессе организационно-технического развития, освоения
современных управленческих технологий, внедрения новейших технических средств,
проведения мер по совершенствованию организации и повышению эффективности труда
возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными
соответствующей характеристикой. В этих случаях без изменения должностного
наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей,
предусмотренных характеристиками других должностей, близких по содержанию
работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности
и квалификации.
Исходя из изложенного считаем нецелесообразным
утверждение квалификационной характеристики по должности
«Библиотекарь-библиограф, педагог», а также
введение нового наименования должности «библиотекарь-педагог» для
образовательных учреждений, поскольку присоединение к должности «библиотекарь»
слова «педагог» само по себе не решает вопроса их статуса, в том числе
автоматически не распространяет на них льготы и гарантии, продолжительность
отпусков, право на досрочное назначение трудовой пенсии и другие льготы и
преимущества, установленные для педагогических работников законодательными и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Что касается жалоб со стороны
библиотечных работников, о том, что региональные власти при установлении систем
оплаты труда относят библиотечных работников к категории технического
персонала, то такие действия нельзя считать правомерными, поскольку в
соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей
служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 26
декабря 1994 г. N 367 (с изменениями и дополнениями), должность библиотекаря
отнесена к должностям специалистов.
Кроме того, в соответствии с приказом
Минздравсоцразвития РФ от 31.08.07 № 570 «Об утверждении профессиональных
квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и
кинематографии» должности библиотекарей отнесены к профессиональной
квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и
кинематографии ведущего звена".
В
целях повышения статуса библиотечных работников образовательные учреждения
вправе также использовать следующие меры:
- применять должностное категорирование
библиотечных работников с наименованиями «библиотекарь
II категории», библиотекарь I
категории», а также наименование «ведущий библиотекарь», позволяющие библиотечным работникам с такими
наименованиями должностей устанавливать более высокие размеры оплаты их труда;
- увеличивать библиотечным работникам продолжительность их отпуска
за счет дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день, который не может быть менее трех
календарных дней, в случаях привлечения их к работе
сверх нормальной продолжительности рабочего времени. В соответствии со статьей
119 Трудового кодекса РФ конкретная продолжительность дополнительного
отпуска работников с ненормированным рабочим днем определяется образовательным
учреждением самостоятельно правилами внутреннего трудового распорядка или
коллективным договором. Предоставление библиотечному работнику дополнительного отпуска за ненормированный
рабочий день в каникулярный период не потребует дополнительных финансовых
затрат, поскольку оплата дополнительных дней отпуска будет производиться вместо
выплаты заработной платы за это количество дней.
Библиотечные
работники могут за дополнительную оплату выполнять преподавательскую работу в
том же образовательном учреждении (т.е. вести занятия по учебным предметам на
условиях, установленных для учителей), которая не считается совместительством в
соответствии с подпунктом «ж» пункта 2 постановления Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 41 "Об особенностях работы по
совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников
и работников культуры” (Зарегистрировано Минюстом России 7 августа
2003 г. Регистрационный № 4963).
Этим же постановлением Минтруда России установлено,
что преподавательская
работа, которая не считается совместительством,
с согласия работодателя допускается в основное рабочее время.
Заместитель
Председателя
Профсоюза
Т.В.Куприя
[1]
Наименование должности применяется в
образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
[2] Приложением к письму является приказ Минздравсоцразвития России от 31 мая
2011 г. № 448н (размещен в настоящем сборнике).