:: Новое время — новые задачи — новые подходы
№102 (26224) от 27.05.10 06:34
Интервью председателя профсоюза работников образования и науки Новосибирской
области Сергея Нелюбова.
— Сергей Александрович, поздравляю вас с избранием на пост председателя
профсоюза! Ваша отрасль — это коллективы, где, наверное, никогда не бывает
застоя ни в мысли, ни в делах. Признаться, удивлена, что вы — профессор,
доктор наук — согласились на столь беспокойную должность. И в связи с этим
вопрос: мода на модернизацию не подвигнет вас на радикализм в подходах к
профсоюзной деятельности? — Спасибо за поздравления! Хотел бы поблагодарить и
тех, кто голосовал за мою кандидатуру, и тех, кто до меня долгие годы
трудился над формированием традиций такого сообщества, как наш профсоюз. Кто
укреплял его авторитет, добивался качественной реализации приоритетных
направлений деятельности по защите трудовых прав и профессиональных интересов
работников системы образования.
А теперь о радикализме. Последние пять лет курс государства направлен на
децентрализацию системы образования, передачу все в большей степени
ответственности за ее функционирование на уровень субъектов Федерации и
муниципалитетов, внедрение рыночных механизмов хозяйствования учреждений
образования, попытки отказа от субсидиарной ответственности государства за
деятельность в полном объеме образовательных учреждений.
В ответ на столь радикальные перемены профсоюз обязан определять свое
отношение к этим процессам.
Не скрою, есть настроения довольно критические, подвига- ющие нас на ответные
действия. Но большинство взвешенно относится к создавшейся ситуации, и я
считаю, что раскачивать ее радикализмом с нашей стороны не стоит.
Необходимо легитимными способами добиваться корректировки политики
государства в отношении образования или как минимум уменьшения возможных
социальных рисков, связанных с реализацией новой государственной политики.
— А она в состоянии поддаваться корректировкам, инициированным снизу?
— У меня, к счастью, есть опыт работы в структурах муниципальной и
государственной власти. И, поверьте, там в наше время гораздо больше
адекватных профессионалов, чем это порой кому-то кажется. И у чиновников, и у
отрасли, которой они управляют, задачи одни. Главное тут выбрать наиболее
эффективные способы взаимодействия в достижении целей. Поэтому очень важна
совместная работа органов власти и профсоюза по поиску конструктивных
механизмов в решении проблем образования в целом и каждого учителя в
частности. Для нас важно использовать все законные формы и способы защиты
прав и интересов работников образования и студентов. Добиться этого
невозможно без повышения экономической и правовой компетентности профсоюзных
кадров и актива всех уровней. Мы этим постоянно занимаемся, благодаря чему
удалось удержать многие социальные гарантии, которых профсоюз добивался
годами упорного труда, для работников и обучающихся. В их числе
санаторно-курортное лечение, оздоровление педагогов, студентов и многое
другое.
В нашей области мы с максимальным эффектом используем такой важнейший правовой
механизм, как социальное партнерство, определяющее взаимоотношения профсоюза
и его партнеров в решении всего спектра проблем в образовании. Социальное
партнерство регулируется отраслевым соглашением на 2008 — 2010 гг. между
департаментом образования Новосибирской области и профсоюзом образования
Новосибирской области.
— Как, на ваш взгляд, повлияла модернизации образования на статус учителя,
его материальное положение?
— Новосибирская область наряду с другими 20 регионами активно участвовала в
реализации Комплексного проекта модернизации образования (КПМО). С помощью
этого удалось решить некоторые проблемы. Так, установлена зависимость
зарплаты учителя от качества и результатов труда. Апробированы механизмы
распределения стимулирующих выплат учителям в зависимости от результатов
деятельности. Значительно укрепилась учебно-материальная база образовательных
учреждений. Наметилось обновление педагогических кадров, повысился социальный
статус учителя и его общественное признание. Средняя зарплата учителей
образовательных учреждений за время реализации проекта увеличилась с 6000 до
11838 рублей.
Однако сегодня остается серьезная проблема: значительная доля стимулирующей
части фонда оплаты труда учреждений расходуется на доведение заработной
платы, в том числе и вспомогательного персонала, до минимального размера
оплаты труда, который сегодня соотнесен с уровнем прожиточного минимума —
4330 руб. В соответствии с региональным соглашением на территории
Новосибирской области установлена минимальная заработная плата — для
работников организаций бюджетной сферы, финансируемых из областного бюджета и
местных бюджетов, — в размере 5689 рублей.
Все это приводит к уравнению заработной платы персонала и специалистов. Что
вызывает социальную напряженность в коллективах и негативно отражается на
качестве работы, потому что стимулирующая часть должна направляться в первую
очередь на поощрение сотрудников, работающих качественно и эффективно. Но при
этом резко сократилась дифференциация в оплате специалистов с высоким уровнем
квалификации и работников, к квалификации которых предъявляются самые низкие
требования. Эту проблему предстоит решать.
Кроме того, профсоюз образования настаивает на ускорении принятия решения
властью всех уровней о проведении индексации заработной платы работников
образования.
— О каких задачах как первоочередных нужно сегодня заявить профсоюзу?
— Самое главное — не допустить роста социальной напряженности в связи с
любыми возможными новациями. Все они должны гласно обсуждаться и приводить к согласованным
решениям.
Формулировку: «Нет коллективного договора — нет профсоюзной организации» мы
не устаем повторять в силу ее истинности. Этот документ регламентирует все
отношения с администрацией, снимает возможные конфликты, поскольку суть его —
договорная. То же можно сказать и о собрании как органе выработки
коллегиального мнения по важнейшим вопросам, затрагивающим интересы
коллектива и членов профсоюза, в том числе и путем проведения обязательного
ежегодного отчета о деятельности первичных профсоюзных организаций.
Мы активно развиваем институты юридической защиты на всех уровнях профсоюзной
структуры. Речь идет прежде всего о развитии институтов общественной
(внештатной) правовой инспекции труда, технической инспекции труда. Это и
проверки, и учеба, и обмен опытом.
Мы намерены искать подходы к участию нашего профсоюза в процессе формирования
общественно-профессиональной экспертизы качества образования. Это сложная
работа и в организационном, содержательном плане, и в плане практической
реализации. Но мы обязаны освоить это направление деятельности с учетом
требований времени.
Мы нацелены на создание, поиск и реализацию различных социальных программ,
проектов и инициатив, чтобы шире внедрять и распространять в наших
профсоюзных организациях новые интересные формы представления работы —
конкурсы, мастер-классы, профсоюзные кружки, проектную деятельность, участие
в значимых образовательных выставках и форумах (например, «УчСиб»). Планируем
в ближайшее время провести обучение председателей районных организаций по
работе профсоюзных кружков. Скоро начнет действовать студенческий
координационный совет при обкоме профсоюза.
С целью улучшения оперативности передачи информации, повышения эффективности
взаимодействия всех структур нашей организации необходимо постепенно перейти
на электронный документооборот. Так, сегодня в обкоме создана внутренняя
локальная сеть, каждый специалист имеет электронный адрес, возобновил работу
сайт обкома профсоюза, структуру которого мы планируем в дальнейшем
усовершенствовать. Необходимо, чтобы районные организации получили
возможность отображать собственную информацию в едином информационном поле и
размещать ее на сайте обкома.
В ближайшее время на нашем сайте начнет работать «Электронная профсоюзная
приемная». Каждый желающий — член профсоюза — может задать интересующий его
вопрос и в пределах нашей компетенции получить ответ.
Ведем работу по организации системы профсоюзного мониторинга о
социально-экономическом положении членов профсоюза, состоянии системы
образования области, распределении стимулирующей части в образовательных
учреждениях и т.д. Эта работа позволит нам правильнее ориентироваться в
настроениях и запросах работников и студентов, факторах мотивации
профсоюзного членства. И что особенно важно — повысит степень эффективности
работы.
В перспективе для членов нашей организации планируем разработать и внедрить
пластиковый электронный профсоюзный билет, использующий все современные
технологии пластиковых карточек: штрих-код, встроенный компьютерный чип и
магнитную ленту. Такой билет позволяет совместить в себе банковскую карту,
проездной билет и многое другое. Он позволит создавать дисконтную программу
под конкретную организацию, по которой различные компании могут предоставлять
скидки и различные бонусы для членов профсоюза, имеющих подобный билет.
Ну и в заключение наша магистральная, стратегическая задача: реальными делами
поддерживать свою репутацию последовательных защитников интересов работников
образования и студентов.
Валентина МАЛЬЦЕВА. Фото Михаила ЖУРАВЛЕВА.
$(function() {
$('a[@rel*=lightbox]').lightBox();
$('a.lightbox').lightBox();
});