Приложение
к приказу Министерства
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
от « 26 » августа 2010 г. № 761н
Единый квалификационный справочник
должностей руководителей, специалистов и служащих
Раздел
«Квалификационные характеристики должностей
работников образования»
I.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.
«Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого
квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих
(далее – ЕКС) предназначен для решения вопросов, связанных с регулированием
трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных
учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм
собственности.
2.
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС
состоит из четырех разделов: I – «Общие
положения», II – «Должности руководителей», III – «Должности
педагогических работников», IV – «Должности
учебно-вспомогательного персонала».
3.
Квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов
или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный
перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности
работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в
квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены
между несколькими исполнителями.
4.
Квалификационная характеристика каждой должности имеет три раздела: «Должностные
обязанности», «Должен знать» и «Требования к квалификации».
В
разделе «Должностные обязанности» содержится перечень основных трудовых функций,
которые могут быть полностью или частично поручены работнику, занимающему
данную должность, с учетом технологической однородности и взаимосвязанности
работ, позволяющих обеспечить оптимальную
специализацию по должностям служащих.
В
разделе «Должен знать» содержатся основные требования, предъявляемые к работнику
в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и иных
нормативных правовых актов, положений, инструкций и других документов, методов
и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных
обязанностей.
В
разделе «Требования к квалификации» определены необходимые для выполнения
должностных обязанностей уровень профессиональной подготовки работника, удостоверяемый
документами об образовании, а также требования
к стажу работы.
5.
При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ,
которые свойственны соответствующей должности в конкретных
организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не
совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников
учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по
санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также
установление требований к необходимой специальной подготовке работников.
6.
В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда
работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с
установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях
без изменения должностного наименования работнику может быть поручено
выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками
других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение
которых не требует другой специальности и квалификации.
7.
При разработке должностных инструкций по должностям работников, относящимся к
общеотраслевым должностям служащих, а также по должностям работников,
свойственным другим видам экономической деятельности (медицинские работники,
работники культуры: художественные руководители, дирижеры, режиссеры,
балетмейстеры, хормейстеры, работники библиотек и др.), применяются
квалификационные характеристики, предусмотренные для соответствующих должностей
служащих с уточнением перечня работ, которые свойственны соответствующей
должности в конкретных организационно-педагогических условиях.
8.
Должностное наименование «старший» применяется при условии, если работник
наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности,
осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего»
может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в
непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции
руководства самостоятельным участком работы.
9. Лица, не имеющие
специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к
квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью,
выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные
обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения,
могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие
специальную подготовку и стаж работы.
II. ДОЛЖНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
Руководитель (директор, заведующий, начальник)
образовательного учреждения
Должностные обязанности.
Осуществляет руководство образовательным учреждением в соответствии с законами
и иными нормативными правовыми актами, уставом образовательного учреждения.
Обеспечивает системную образовательную (учебно-воспитательную) и
административно-хозяйственную (производственную) работу образовательного учреждения.
Обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного
стандарта, федеральных государственных требований. Формирует контингенты
обучающихся (воспитанников,
детей), обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время
образовательного процесса, соблюдение прав
и свобод обучающихся (воспитанников,
детей) и работников образовательного учреждения в
установленном законодательством Российской Федерации порядке. Определяет
стратегию, цели и задачи развития образовательного учреждения, принимает
решения о программном планировании его работы, участии образовательного учреждения
в различных программах и проектах, обеспечивает соблюдение требований,
предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам,
результатам деятельности образовательного учреждения и к качеству образования, непрерывное
повышение качества образования в образовательном учреждении. Обеспечивает объективность оценки
качества образования обучающихся (воспитанников, детей) в
образовательном учреждении. Совместно с советом образовательного учреждения и
общественными организациями осуществляет разработку, утверждение и реализацию
программ развития образовательного учреждения, образовательной программы образовательного
учреждения, учебных планов, учебных программ курсов, дисциплин, годовых
календарных учебных графиков, устава и правил внутреннего трудового распорядка образовательного
учреждения. Создает условия для внедрения инноваций, обеспечивает формирование
и реализацию инициатив работников образовательного учреждения, направленных на
улучшение работы образовательного учреждения и повышение качества образования,
поддерживает благоприятный морально-психологический климат в коллективе. В
пределах своих полномочий распоряжается бюджетными средствами, обеспечивает результативность и
эффективность их использования. В пределах установленных средств
формирует фонд оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть. Утверждает
структуру и штатное расписание образовательного учреждения. Решает кадровые,
административные, финансовые, хозяйственные и иные вопросы в соответствии с уставом
образовательного учреждения. Осуществляет подбор и расстановку кадров. Создает
условия для непрерывного повышения квалификации работников. Обеспечивает установление
заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующей
части (надбавок, доплат к окладам (должностным окладам) ставкам заработной
платы работников) выплату в полном размере причитающейся работникам заработной платы в
сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового
распорядка, трудовыми договорами. Принимает меры по обеспечению безопасности и
условий труда, соответствующих требованиям охраны труда. Принимает меры по обеспечению образовательного учреждения
квалифицированными кадрами, рациональному использованию и развитию их
профессиональных знаний и опыта, обеспечивает формирование резерва кадров в
целях замещения вакантных должностей в образовательном учреждении. Организует и координирует реализацию мер по повышению
мотивации работников к качественному труду, в том числе на основе их материального
стимулирования, по повышению престижности труда в образовательном учреждении,
рационализации управления и укреплению дисциплины труда. Создает условия,
обеспечивающие участие работников в управлении образовательным учреждением. Принимает локальные нормативные акты образовательного
учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам
установления системы
оплаты труда
с учетом мнения представительного органа работников. Планирует,
координирует и контролирует работу структурных подразделений, педагогических и
других работников образовательного учреждения. Обеспечивает эффективное
взаимодействие и сотрудничество с органами государственной власти, местного
самоуправления, организациями, общественностью, родителями (лицами, их
заменяющими), гражданами. Представляет образовательное учреждение в
государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных
организациях. Содействует деятельности учительских (педагогических),
психологических организаций и методических объединений, общественных (в том
числе детских и молодежных) организаций. Обеспечивает учет, сохранность и
пополнение учебно-материальной базы, соблюдение правил санитарно-гигиенического
режима и охраны труда, учет и хранение документации, привлечение для осуществления
деятельности, предусмотренной уставом образовательного учреждения
дополнительных источников финансовых и материальных средств. Обеспечивает представление
учредителю ежегодного отчета о поступлении, расходовании финансовых и
материальных средств и публичного отчёта о деятельности образовательного учреждения
в целом. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и
практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления
образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии;
способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство
в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и
органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления
персоналом; основы управления проектами; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное
и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж
работы на педагогических должностях не менее 5 лет, или высшее профессиональное
образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного
и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на
педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Заместитель руководителя (директора, заведующего,
начальника) образовательного учреждения
Должностные обязанности.
Организует текущее и перспективное планирование деятельности образовательного
учреждения. Координирует работу преподавателей, воспитателей, мастеров производственного
обучения, других педагогических и иных
работников, а также разработку учебно-методической и иной документации,
необходимой для деятельности образовательного учреждения. Обеспечивает
использование и совершенствование методов организации образовательного процесса
и современных образовательных технологий, в том числе дистанционных.
Осуществляет контроль за качеством образовательного (учебно-воспитательного)
процесса, объективностью оценки результатов образовательной деятельности
обучающихся, работой кружков и факультативов,
обеспечением
уровня подготовки обучающихся, соответствующего требованиям федерального
государственного образовательного стандарта, федеральных государственных
требований. Организует
работу по подготовке и проведению экзаменов. Координирует взаимодействие между
представителями педагогической науки и практики. Организует просветительскую
работу для родителей (лиц, их заменяющих). Оказывает помощь педагогическим
работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий.
Организует учебно-воспитательную, методическую, культурно-массовую, внеклассную
работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой обучающихся, воспитанников.
Составляет расписание учебных занятий и других видов учебной и воспитательной
(в том числе культурно-досуговой) деятельности. Обеспечивает своевременное
составление, утверждение, представление отчетной документации. Оказывает помощь
обучающимся (воспитанникам, детям) в проведении культурно-просветительских и
оздоровительных мероприятий. Осуществляет комплектование и принимает меры по
сохранению контингента обучающихся (воспитанников, детей) в кружках. Участвует
в подборе и расстановке педагогических кадров, организует повышение их
квалификации и профессионального мастерства. Вносит предложения по
совершенствованию образовательного процесса и управления образовательным учреждением.
Принимает участие в подготовке и проведении аттестации педагогических и других
работников образовательного учреждения. Принимает меры по оснащению мастерских,
учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием, наглядными пособиями
и техническими средствами обучения, пополнению библиотек и методических
кабинетов учебно-методической, художественной и периодической литературой.
Осуществляет контроль за состоянием медицинского обслуживания обучающихся (воспитанников,
детей), жилищно-бытовых условий в общежитиях. При выполнении обязанностей заместителя
руководителя образовательного учреждения по административно-хозяйственной работе
(части) осуществляет руководство хозяйственной деятельностью образовательного учреждения.
Осуществляет контроль за хозяйственным обслуживанием и надлежащим состоянием образовательного
учреждения. Организует контроль за
рациональным расходованием материалов и финансовых средств образовательного учреждения.
Принимает меры по расширению хозяйственной самостоятельности образовательного
учреждения, своевременному заключению необходимых договоров, привлечению для
осуществления деятельности, предусмотренной уставом образовательного
учреждения, дополнительных источников финансовых и материальных средств.
Организует работу по проведению анализа и оценки финансовых результатов
деятельности образовательного учреждения, разработке и реализации мероприятий
по повышению эффективности использования бюджетных средств. Обеспечивает
контроль за своевременным и полным выполнением договорных обязательств, порядка
оформления финансово-хозяйственных операций. Принимает меры по обеспечению
необходимых социально-бытовых условий для обучающихся, воспитанников и работников
образовательного учреждения. Готовит отчет учредителю о поступлении и
расходовании финансовых и материальных средств. Руководит работами по благоустройству,
озеленению и уборке территории образовательного учреждения. Координирует работу
подчиненных ему служб и структурных подразделений. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и
практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления
образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии;
способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство
в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и
органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента, управления
персоналом; основы управления проектами; правила
внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и
пожарной безопасности.
Требования к квалификации.
Высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное
и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж
работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет, или высшее
профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в
области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и
стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.
Руководитель (заведующий, начальник, директор,
управляющий) структурного подразделения
Должностные
обязанности. Руководит деятельностью
структурного подразделения образовательного учреждения: учебно-консультационным
пунктом, отделением, отделом, секцией, лабораторией, кабинетом, учебной или
учебно-производственной мастерской, интернатом при школе, общежитием, учебным
хозяйством, производственной практикой и другими структурными подразделениями
(далее – структурное подразделение). Организует текущее и перспективное
планирование деятельности структурного подразделения с учетом целей, задач и
направлений, для реализации которых оно создано, обеспечивает контроль за
выполнением плановых заданий, координирует работу преподавателей, воспитателей
и других педагогических работников по выполнению учебных (образовательных)
планов и программ, разработке необходимой учебно-методической документации.
Обеспечивает контроль за качеством образовательного процесса и объективностью
оценки результатов учебной и внеучебной деятельности обучающихся, воспитанников,
обеспечением уровня подготовки обучающихся,
воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного
образовательного стандарта. Создает условия для разработки рабочих
образовательных программ структурного подразделения. Оказывает помощь
педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и
технологий. Организует работу по подготовке и проведению итоговой аттестации,
просветительскую работу для родителей. Организует методическую,
культурно-массовую, внеклассную работу. Осуществляет контроль за учебной нагрузкой
обучающихся (воспитанников, детей). Участвует в комплектовании контингента
обучающихся (воспитанников, детей) и принимает меры по его сохранению,
участвует в составлении расписания учебных занятий и других видов деятельности
обучающихся (воспитанников, детей). Вносит предложения по совершенствованию
образовательного процесса и управления образовательным учреждением. Участвует в
подборе и расстановке педагогических и иных кадров, в организации повышения их
квалификации и профессионального мастерства. Принимает участие в подготовке и
проведении аттестации педагогических и других работников учреждения.
Обеспечивает своевременное составление установленной отчетной документации.
Принимает участие в развитии и укреплении учебно-материальной базы учреждения,
оснащении мастерских, учебных лабораторий и кабинетов современным оборудованием,
наглядными пособиями и техническими средствами обучения, в сохранности оборудования
и инвентаря, оснащении и пополнении библиотек и методических кабинетов
учебно-методической и художественной литературой, периодическими изданиями, в методическом
обеспечении образовательного процесса. Осуществляет контроль за состоянием
медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников. Организует заключение
договоров с заинтересованными организациями по подготовке кадров. Принимает
меры по обеспечению создания необходимых социально-бытовых условий обучающимся (воспитанникам,
детям) и работникам образовательного учреждения. Выполняет правила по охране
труда и пожарной безопасности.
Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской
Федерации; законы и иные нормативные
правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
Конвенцию о правах ребенка; педагогику; достижения современной психолого-педагогической науки и
практики; психологию; основы физиологии, гигиены; теорию и методы управления
образовательными системами; современные
педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения,
реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися (воспитанниками,
детьми) разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по
работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами,
электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; основы экономики, социологии;
способы организации финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
гражданское, административное, трудовое, бюджетное, налоговое законодательство
в части, касающейся регулирования деятельности образовательных учреждений и
органов управления образованием различных уровней; основы менеджмента,
управления персоналом; основы управления
проектами; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
правила по
охране труда и пожарной безопасности.
Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование
по специальности,
соответствующей профилю структурного подразделения образовательного учреждения,
и стаж работы по специальности, соответствующей профилю структурного
подразделения образовательного учреждения, не менее 3 лет.
Старший мастер
Должностные обязанности. Руководит практическими занятиями и учебно-производственными
работами по профессиональному (производственному) обучению, участвует в
проведении работы по профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений
(подразделений) начального и/или среднего профессионального образования. Руководит
деятельностью мастеров производственного обучения. Организует поставку необходимого
для обучения оборудования и соответствующее оснащение занятий. Принимает меры к своевременному
обеспечению обучающихся оборудованием, инструментами, материалами и средствами
обучения. Обеспечивает соблюдение безопасности труда, а также овладение
обучающимися передовыми методами труда, современной техникой и технологией производства.
Контролирует выполнение практических работ и уровень
подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного
образовательного стандарта. Принимает участие в организации деятельности
образовательного учреждения, направленной на привлечение дополнительных источников
финансовых и материальных средств, в т.ч. связанной с изготовлением качественной продукции и оказанием
услуг населению. Принимает участие в заключении договоров с организациями о
проведении учебной практики (производственного обучения) и осуществляет контроль
за их выполнением. Обеспечивает подготовку обучающихся к выполнению
квалификационных работ и сдаче квалификационных экзаменов. Участвует в работе
предметных (цикловых) комиссий (методических объединений), конференций,
семинаров. Способствует общеобразовательному, профессиональному, культурному
развитию обучающихся, привлекает их к техническому творчеству. Выполняет правила
по охране труда и пожарной безопасности.
Должен
знать: приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие
образовательную, физкультурно-спортивную деятельность; Конвенцию о правах
ребенка; педагогику, педагогическую психологию; достижения современной
психолого-педагогической науки и практики; основы физиологии, гигиены; теорию и
методы управления образовательными системами; современные педагогические
технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации
компетентностного подхода, развивающего обучения; методы убеждения,
аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного
возраста, их родителями (лицами, их заменяющими, коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и
разрешения; основы экологии, экономики, права, социологии,
финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
административное, трудовое законодательство; основы работы с текстовыми
редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами,
мультимедийным оборудованием; правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.
Требования к
квалификации. Высшее профессиональное
образование по специальности, соответствующей профилям обучения, и стаж работы
не менее 2 лет или среднее профессиональное образование по специальности, соответствующей
профилям обучения, и стаж работы не менее 5 лет.